Чудеса человеческого языка / Как объяснить мощь и влияние языка?

Н. Гумилёв писал: «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города». Откуда в языке такая мощь? Что такое язык? Есть ли язык у животных? Откуда произошёл язык? Почему в мире так много языков? Хорошо ли такое многообразие или лучше всем говорить на одном языке? Как языки взаимосвязаны? Чем отличается система вербального языка от остальных семиотических систем? Что в языке такого невероятного, что лингвисты готовы заниматься его изучением всю жизнь?

Что значит «человек»?
«Быть человеком» означает «осмысленно использовать язык»

В течение веков такими философами и учеными, как Аристотель, Платон, Декарт, Дарвин… человеческая речь была признана способностью, которая присуща только человеку. Язык — это удивительный дар, который поднимает человека на бесконечную высоту развития — к обожению. Язык — источник творческих сил, такой невероятный инструмент человеческого духа, которым мы можем творить миры! С яркой мысли начинаются научные открытия, созидаются сады и города, изобретаются технологии и даже побеждаются болезни и смерть! Мы передаём наши мысли, отношения, желания, заботу, устремления окружающим людям через общение. Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Об этом писали и говорили Ноам Хомский, Юрий Лотман, Николай Трубецкой, Лев Успенский, Анна Вежбицкая и другие исследователи языка и мышления.

Труд Анны Вежбицкой «Что имел в виду Христос?» о семантических универсалиях, также называемых в русской лингвистике семенными логосами.

Ни в науке, ни в искусстве, ни в социальных отношениях человек не ценится так высоко, как в Библии. Человек — венец творения, чудо Божие, созданное по образу Бога. Это значит, что человек обладает свободой воли и поэтому способностью к свободному мышлению, а значит, сотворчеству с Творцом. Чтобы творить мироздание вокруг или, библейским языком, «возделывать рай», человеку дана возможность использовать своё мышление для постижения законов и созидания мира по этим законам. Адаму Бог повелел возделывать рай, для исполнения данной заповеди Адам стал наделять именами животных (номинативная функция языка), то есть именовать созданных тварей сущностными характеристиками (Бытие, глава 2, стихи 15-20). Имя определяет сущность. Словом, Именем созидается Бытие. Мир таков, каким человек его именует.

Итак, человек логосен (словесен) — мыслит значит живёт, «бытийствует». И человек был наделён способностью свободно мыслить и выражать мысли в языках, семиотических системах, тем самым создавая проекты и строя жизнь.Человек получил свою словесность как дар по образу Божию. Это дар просто так, ни за что. Как заданность (потенциал, вектор, направление жизни, путь души, то есть цель и смысл своего Бытия) человек получил подобие Бога, т.е. возможность достичь совершенства, если сам человек свободно захочет быть совершенным. Путь к совершенству человек должен понять изнутри себя — изнутри данного ему образа Бога, через Логос. Значит, именно наука лингвистика, наука о слове наиболее приближает нас к пониманию себя и мира.

Подробнее: «Аллегорический язык Библии.»

Адам даёт имена животным

Адам даёт имена животным. Бытие, глава 2, стихи 19-20. Мозаики собора Святого Марка в Венеции.

В конце XX века наука выяснила, что атеистическое мировоззрение никак не основывается на научных данных. Атеизм представляет собою тоже веру, но особую — веру в отсутствие Бога, а значит, всякого смысла жизни. В лингвистике смыслы изучает раздел «семантика». Исходя из данных лингвистической науки, представления о человеке как о просто умном животном, мягко говоря, тоже оказались несостоятельными. Физиологически, психологически, духовно — по всем критериям — слишком велика, буквально непреодолима разница между людьми и братьями нашими меньшими. У животных нет умения создавать осмысленные корпусы текстов, нет умения созидать с нуля новые миры, потому что нет способности к осмыслению (рефлексия, совесть), нет свободы воли для нравственного выбора между добром и злом (в нейронную сеть животных уже «вложены» законы жизни, которым они инстинктивно следуют, зло проявляется только со стороны человека, животное лишь на него защитными инстинктами реагирует). В Библии уникальность человека по сравнению с животными выражена такими словами: «Бог всех животных полевых, всех птиц небесных привёл к человеку, чтобы видеть, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Итак, среди животных нет подобного человеку.

Математические попытки представить человека живым компьютером, некой физико-химической формулой, тоже не увенчались успехом, поскольку в природе нет закона, по которому неживое может стать живым, более того, нет даже предпосылок и оснований для такого закона. Тайна жизни для учёных остаётся именно тайной. И лишь в Библии сказано: «В начале было Слово... Всё через Слово начало быть». В Логосе заключён источник жизни. Изнутри Слова всё бытийствует, живёт, является живым.

«Великое множество современных открытий
полностью разрушили старые
материалистические представления.
Универсум предстаёт сегодня перед нами
как мысль. Но мысль предполагает
наличие Мыслителя.»
— Дж. Флеминг (1849-1945), английский физик —

Самые удивительные выводы наука сделала после открытия ДНК (информационной цепочки). Оказалось, что самопроизвольное и случайное происхождение мира, всех его удивительным образом согласованных и взаимно подогнанных, и логически взаимосвязанных «ветвей», невозможно. По мнению известного физики, лауреата Нобелевской премии Фреда Хойла, вероятность возникновения спиральной молекулы ДНК из смеси уже готовых нуклеотидов и сахара близка к нулю точно так же, как и вероятность того, что промчавшийся над свалкой мусора ураган приведёт к возникновению новенького автомобиля. Физика неумолимо указывает на то, что реальность основывается на информации. Статью учёного Бернардо Каструпа о том, что сознание первично, а материя вторична, опубликовал один из самых серьёзных научных журналов Scientific American. Началом мира является именно Мысль, то есть Божественный Логос, несущие смысл потоки информации, как живой сок по ветвям Виноградной лозы. Потоки информации состоят не из того, что продуцирует интеллект или слепая вера в науку или псевдорелигию, но именно истины Божии, логосные семена — Премудрое Сознание Божие созидает проект Вселенной (см., например, книгу «Проект Вселенной» физика Пола Дэвиса).

Наиболее сложную и развитую знаковую систему, способную выражать наши мысли, образует вербальный язык. Лингвисты, исследуя язык, могут ответить на самые сокровенные вопросы человечества. Как язык влияет на мышление человека? Как слова формируют отношения между людьми? Откуда у нас умение говорить? Как выявить особенности отдельного языка? Что такое «смысл»? Почему языки такие разные? А может быть языки похожи гораздо больше, чем нам кажется? В каком родстве состоит русский язык с бенгальским и персидским? Если родственны языки, то родственны и народы? Что такое «синтаксис», «семантика», «фонетика»? Какие методы используют языковеды в своей работе? Как лингвисты ищут, где встречаются самые длинные слова, и что нам даёт это знание? Как и куда слова путешествуют из нашего сознания и почему в одних языках их сотни, а в других — сотни тысяч? Как лингвисты могут переместить нас внутрь нашего мышления? Это ещё не все вопросы, которые изучает чудо-наука под названием «лингвистика» (от лат. lingua – язык) или, по-русски, «языковедение».

Что такое «язык»?
Как произошло «разделение Языка» и почему языков так много?

Правда ли, что все люди, когда-либо жившие, говорили на каком-то своём языке? Разделение, или точнее, расхождение языков в науке называется дивергенцией. Языковую дивергенцию изучает сравнительно-историческое языкознание методами исторической реконструкции на основе строго установленных фонетических закономерностей, также методами глоттохронологии и лингвостатистики.

Подробнее: «Поиски единого языка. Метод глоттохронологии.»

Часто на обложках книг по лингвистике мы видим вавилонскую башню. Библейский рассказ о вавилонской башне повествует о причинах языкового расхождения и образования множества вербальных языков, то есть знакомых нам в звуке и на письме. В 11 главе книги Бытия рассказывается, что некогда был единый язык любви, понятный любящим язык любых движений души, в те времена люди понимали друг друга «без слов», с помощью неразрывных потоков смыслов (как в исихазме), чувствуя глубоко смыслы друг друга, но потом в ходе строительства некой «башни» в людях так возросла гордость за индивидуальную, отдельную от других часть своих трудов, что каждый перестал слышать и понимать другого, поэтому понадобились «материализованные» понятия — слова, чтобы налаживать дискретный (разорванный эгоизмом) контакт. Без единства душ мысль изреченная стала не до конца понятной, ложной, как пишет Ф. И. Тютчев. Что же это за башня, которая разделила языки-народы? Огромная «башня до небес» является аллегорией проекта создания глобального человеческого уголка рая, где каждому будет хорошо независимо от Бога. Создавая удобства для пребывания на Земле, люди разделились на крупные сообщества, каждое стало строить свой участок мира-башни, исходя из своего собственного понимания, что такое «хорошо», так появились языковые системы, отражающие понимание мира каждым таким сообществом, так и образовались отдельные языки и цивилизации. Грамматическая и лексическая системы языка — это отражение (speculum) мировидения, ракурса видения мира и иерархии ценностей.

«Как сердцу высказать себя? Другому
как понять тебя? Поймет ли он,
чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.»
— Ф. И. Тютчев (1803-1873) —

В романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть глава, где описывается, как путешественники, плывшие на корабле по океану, нашли на палубе… замёрзшие слова. Похожие на красные, жёлтые, зелёные градины, эти слова в руках оттаивали и начинали звучать. Мысль, смысл мы не можем трогать, нюхать, пробовать на вкус. Вербальное слово более материально: его можно увидеть на письме, услышать в речи, а написанное специальным шрифтом из выпуклых точек даже потрогать. Слово — это материализация смысла. Но сама мысль, смыслы остаются недискретными.

В нашем мире себялюбия язык — самая важная отличительная характеристика человеческого бытия. Мы используем язык, чтобы обсудить наши идеи, чтобы думать, понимать и показывать, кто мы такие, т.е. для самоопределения. Так как языки разошлись, разветвились, то многообразие языков приводит к многообразию культур, народных традиций, — это делает мир интересным, и только понимая структуру языка, не допуская смерти того или иного языка, мы можем быть уверены в полноте мира. С другой стороны, возникшее из-за дивергенции недопонимание можно преодолеть изучением языка интересующей нас культуры. Изучение, желание познать и понять, в свою очередь, означает восстановление любви и единства. Гибель языка — это утрата быта, традиций, культуры определённого народа. В христианстве празднуется, пожалуй, самый лингвистический праздник — Пятидесятница, когда люди в порыве единства друг с другом стали осмысленно говорить на неизвестных им до того языках. Историческое событие Пятидесятницы указывает, что дивергенция языков из беды разделения стала праздником многообразия в единстве.

Подробнее: «Как посчитать все языки мира?»

Что является языком с точки зрения лингвистики? Это именно естественный язык общения между людьми. Мы называем языком также язык цветов, язык музыки, язык живописи, язык архитектуры, даже языки программирования. Но лингвистика их не изучает, невербальные знаковые системы изучает семиотика. Вербальным языком является тот язык общения, на котором люди могут говорить с рождения, при этом они могут обсудить и выразить на этом языке всё, что угодно, а также на нём говорит не один человек, а некоторая группа людей, которая определяет себя этим языком, т.е. язык определяет народность.
Языки человеческого общения делятся на родные, которые человек слышал и понимал с рождения, и иностранные, которые он изучал уже как научный предмет.

Является ли язык жестов языком? Конечно! Звучащая речь — необязательная характеристика языка. Мысли можно передавать разными знаками. Если человек глухонемой, — это не значит, что он не умеет думать на своём языке. У таких людей есть своя языковая система жестов, а значит, они могут транслировать свои мысли другим людям. Более того, языком жестов возможно передавать любые мысли, эмоции, идеи, переживания любой сложности. Языки жестов тоже различаются в зависимости от народности. Таким образом, отличие от обычного языка лишь в том, что язык жестов не звучит.

Люди говорят на языке жестов.

Люди говорят на языке жестов.

Выходит, даже если человек глухонемой, он всё равно использует язык. Значит, не бывает людей, которые не имели бы своего языка общения? К сожалению, такие люди есть, но это люди с психическими отклонениями, болезнями, афазиями, травмами головного мозга или, например, дети-маугли, т.е. попавшие в крайне неблагоприятные, нечеловеческие условия, являющиеся стрессом для человеческого организма и психики. Такие случаи всегда очень трагичны, они показывают, как важен язык, чтобы быть человеком. Вследствие повреждения определённых участков головного мозга у человека происходят нарушения процессов мышления и передачи мыслей, например, такие люди могут высказывать простые предложения, но не понимать их, или, наоборот, понимать, но не уметь говорить связно, или даже выстраивать синтаксически верные предложения, но очень странные по смыслу. Такие нарушения во время Первой Мировой войны (называемой во всём мире Великой войной) подвигли учёного Александра Лурия заняться исследованием взаимосвязи между языком и мышлением. На сегодняшний день практика показывает, что люди с очень серьёзными речевыми нарушениями живут недолго. Воистину, осмысленное слово является источником жизни.

Почему язык – это чудо?
Три фундаментальных свойства Слова

Есть ли язык у животных? Да, есть. Очевидно, что животные между собой общаются. Но также очевидно, что это общение сильно отличается от человеческой речи. Вы можете пообщаться со своей кошкой, но вы никогда не сможете завязать с ней полноценное обсуждение даже на бытовую тему. Ни одно животное не может научить другое животное общаться на каком-то ином языке. Все мы знаем, что у людей больше слов, больше значений, больше форм выражения мысли. Но единственное ли это отличие? Существует ещё три важнейших глобальных отличия, которые составляют фундаментальное свойство недискретности (семантического потока) Слова:

  1. взаимосвязанная бесконечность языковых систем разного уровня (т.е. мысли текут, слова перетекают, формируя нити смыслов) ,
  2. нематериальная основа языка, т.е. возможность передавать смыслы независимо от пространства и времени или даже выявлять абстрактные смыслы, т.е. говорить о нематериальных и даже воображаемых явлениях, существующих только в когнитивной системе индивида, но обладающих реальными смыслами для этого индивида,
  3. совместное природное знание людей о значении понятий: в каждом языке существуют общие для всего мира смыслы — универсалии, называемые, например, Владимиром Топоровым, Алексеем Лосев «семенными логосами».

Бесконечность языковых систем разного уровня, таких как, например, алфавит (набор звуковых волн, записанных знаками), набор взаимосвязанных морфем (приставок, суффиксов), формирующих целостность слов, набор взаимосвязанных морфологических признаков (например, падежи, род и число или глагольные времена) обеспечивают информационную мощность языка. Все эти наборы элементов являются конечными множествами, но благодаря непрерывной взаимосвязи по определённым законам они формируют бесконечность языка. В русском алфавите к XXI веку осталось 33 буквы, это конечное множество. Однако даже из скудного числа элементов мы можем составить бесконечное количество слов и словосочетаний, предложений и шедевров литературы. И это само по себе интересно, потому что как вы можете получить бесконечную способность порождать выражения из конечных данных? Насколько длинными могут быть наши предложения? Бесконечными! Язык бесконечен. И это вполне доказуемо. Например, мы найдём очень длинное, даже самое длинное предложение с конечным очень большим количеством слов, но затем мы можем сказать, например, так: «Иван сказал, что --наше длинное предложение--». А затем так: «Сергей сказал, что Иван сказал, что --наше длинное предложение--». И так до бесконечности. Такое предложение будет не очень интересным, но бесконечным. А если мы вспомним первую главу Евангелия от Матфея (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д. вплоть до «И Слово стало плотью», то есть родилось в осязаемой реальности и продолжает действовать бесконечно), то эта бесконечность становится интересной и, более того, основополагающей для развития (обожения) человечества!

Николай Гумилёв писал: «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города. / <…> А для низкой жизни были числа». Математика в ХХ веке была объявлена царицей наук. Но цифры не обладают сущностными смыслами. Математика не работает с семенными логосами, потому что в числах отсутствует сущностный смысл. Число является голой формой, призванной выражать смысловые сущности иных семиотических систем: в цифровой музыке выражается не число, но смыслы музыки, в цифровой живописи выражается не число, но смыслы примитивно комбинируемых визуальных образов, в компьютерной лингвистике выражается не число, но схемы лингвистических конструкций. Очевидно, что математика является служанкой других языковых систем. Благодаря математическим алгоритмам с середины ХХ века стали подробно изучать язык именно как цифровую бесконечность, но не смысловую. Бесконечная цифровая алгоритмичность не могла быть до конца понята до теории информации, теории вероятности, понятия рекурсии. Однако эти научные математические формальности не работают с сущностными смыслами. Математические методы, как инструмент формы/схемы, и лингвистические методы, как инструмент смысла, в синергии дают возможность понять на самом базовом уровне, что мы за существа, кто такой Человек.

Нематериальная основа языка. Люди умеют рассказывать о прошлом и будущем, могут говорить о разных местах безотносительно своего пространственного местоположения, а также выявлять и конструировать сложные абстрактные смысловые системы. Мы можем обсуждать вещи, которые никогда не видели, не обоняли, не трогали и даже никогда не сможем ощутить физическим телом. Животные на такое не способны. Пчёлы умеют общаться посредством танца в пространстве и с помощью электрических полей, чтоб передавать информацию о посещении цветка. Маленькое, умное существо — пчёлка, не только находит дорогу от улья до цветка и обратно, умеет определять расстояние и направление по солнечному свету (угол падения света), но она также всё это запоминает и в улье с помощью танца передаёт другим пчёлам. И всё же разум пчелы ограничен, она интересуется лишь источником продовольствия и создаёт своего рода «рекламу». Пчёлы передают информацию лишь о том цветке, который действительно видели, посетили, а не о некоем абстрактном нектаре в их фантазии. Люди же умеют фантазировать и делать эфемерные мечты вполне ощутимой реальностью — словом созидать жизнь!

Люди создают проекты, общаясь.

Люди транслируют смыслы, создают проекты и реализуют свои слова в физической жизни. Слово становится плотью. Остаётся лишь научиться понимать: насколько совершенно, безошибочно и благотворно то, что мы создаём нашими мыслями в проектах. Разница между атомной бомбой и мирным атомом очень существенна для жизни всего человечества. Каковы последствия наших слов?

Наконец, наше общечеловеческое знание о том, что и как мы называем, помогает нам слаженно действовать в самых разных ситуациях, глубоко понимать потребности и намерения друг друга. Существует набор глубинных универсалий — заданных общечеловеческих и даже онтологических смыслов. Попытку обозначить, понять универсальные смыслы сделала учёный Анна Вежбицкая, её многочисленные труды систематизируют смыслы, которые так или иначе проявлены во всех языках мира. Самое интересное, что в книге «Что имел в виду Христос?» Вежбицкая пытается в Нагорной проповеди найти онтологические зёрна-слова, из которых ткётся ткань мироздания, вырастает древо нашего всеобщего Бытия. Похожую попытку сделали учёные Стэндфордского университета, они разработали семантический словарь в виде Виноградной лозы, то есть семантических взаимосвязей зёрен-слов разного уровня. (Наберите по ссылке http://wordvis.com слово Word или life, если нажать на ответвляющиеся слова, то вам откроется следующая гроздь взаимосвязей).

Мы, люди, взаимосвязаны, мы часто действуем сообща, как команда, мы интуитивно знаем универсальные смыслы, хотя никогда их не изучали. Мы демонстрируем с помощью cлова наши цели и способы их достижения, чтобы работать соборно. Мы как будто передаём в какой-то степени мысли друг другу, устанавливаем недискретные взаимоотношения с помощью cлов. Мы понимаем желания и намерения другого человека, чтобы быть готовыми помочь в нужный момент. Слово помогает нам действовать согласованно — соборно. Но только наполненное слово, несущее в себе сущностный смысл. Жаргонизмы, особенно уголовный жаргон, не несут смыслов, а маркируют своих и чужих и степень авторитетности асоциального лидера. Мир таких людей не глубок, не несёт важнейших общечеловеческих (а значит божественных) сущностей, но выражает агрессивную экспрессию, недовольство, опустошённость. Помните, что мир таков, каким человек его именует.

Работа лингвистов

Язык бесконечен и говорить о его чудесах можно бесконечно. Считается, что работа лингвистов распространяется на 5–6 максимально обширных областей:

  1. Этимология, сравнительно-историческая лингвистика, теоретическая семантика. Исследование в библиотеках и за компьютером вручную или полуавтоматически документов, книг, разных рукописей, надписей, выявление и систематизация природных языковых законов.
  2. Полевая лингвистика. Сбор информации непосредственно у носителей языка в экспедициях в труднодоступных местах, изучение неизученных языков малых групп.
  3. Социальная лингвистика. Сбор информации у носителей языка на улице для изучения функционирования языка в повседневной жизни.
  4. Математическая лингвистика: статистика, морфологические парсеры, системы анализа тональности, системы семантической разметки и пр. Анализ речи при помощи автоматического анализа естественного языка.
  5. Нейролингвистика. Анализ речевых процессов в головном мозге при помощи медицинской техники и тестов, проводимых в лабораториях.
  6. Педагогика. Обсуждение языковедческих вопросов, предъявление научному сообществу результатов исследований, выявление тенденций в языке, обсуждение и обучение на семинарах, форумах, конференциях, разработка методик обучения языку.

Выводы

  • Вербальный язык — лишь одна, но самая мощная из большого множества знаковая система. Фундаментальные законы вербальной системы распространяются на все остальные семиотические системы.
  • Вербальный язык обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарём знаков (особенно назывных – имён), но и неограниченной семантической мощностью, т.е способностью к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Языковые знаки обеспечивают процесс кодирования–декодирования мыслительных элементов и структур. Практически любая информация, переданная посредством невербальных знаков, может быть передана с помощью вербальных знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным.
  • Так как возможности познания мира человеком беспредельны, а человеческая память не бесконечна, язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов передать бесконечное множество сообщений. Язык содержит в своём инвентаре в принципе конечное число воспроизводимых элементарных знаков типа фонем, морфем и слов и ограниченное число способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых, сложных знаковых образований типа слов, словосочетаний, предложений и огромных корпусов текстов.
Литература

А. Р. Лурия, Язык и сознание.

Э. Сепир, Язык (Language, 1921).

С. Булгаков, Философия имени.

В. Г. Костомаров, Жизнь языка. От вятичей до москвичей.

Н. Д. Арутюнова, Язык и мир человека.

Н. Д. Арутюнова, Логический анализ языка: числовой код в разных языках и культурах.

Н. Д. Арутюнова, Логический анализ языка: языки пространств.

А. Вежбицкая, Язык. Культура. Познание.

А. Вежбицкая, Понимание культур через посредство ключевых слов.

Н. С. Трубецкой, История. Культура. Язык.

В. ф. Гумбольдт, Избранные работы по языкознанию.

В. В. Иванов, Лингвистика третьего тысячелетия.

Д. Лайонс, Введение в теоретическую лингвистику.

У. Эко, Поиски совершенного языка в европейской культуре.

В. Н. Топоров, Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы в 2 тт.

Г. А. Каледа, Библия и наука о сотворении мира.

М. Д. Филарет, Толкование на книгу Бытия.

Г. К. Честертон, Вечный человек.

Б. М. Гаспаров, Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования.

Н. Хомский, Язык и мышление.

Д. Лакофф, Метафоры, которыми мы живем.

В. А. Звегинцев, История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях.

В. Н. Лосский, Спор о Софии.

В. Н. Лосский, Толкование на Символ веры.

А. Ф. Лосев, Введение в общую теорию языковых моделей.

А. Ф. Лосев, Философия имени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Пожертвование на ведение уставной деятельности
Выберите способ оплаты:

Другие способы оплаты
logo_3
logo_1
logo_2
logo_4
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!

И ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ! ТЫ МОЛОДЕЦ!
П О З Д Р А В Л Я Ю !