Каким образом слова конструируют наш мир? Почему от нашей речи зависит наша жизнь? Как речь связана с нашей волей? Что такое иллокутивный акт? Чем отличается действенное слово (речевой акт) от пустословия? Какими правилами определяется структура языка и мироздания?
Изобретатель электромеханического телеграфа Сэмюэл Морзе пришёл к своему изобретению через мысль, продиктованную любовью. С 14 лет юноша интересовался «чудом» электричества, также в нём уже с этих юных лет открылся талант художника. Азы познаний физики электрического тока в своё время дадут художнику понимание, что и потоки информации «текут», как токи. В 1825 году случается несчастье: умирает любимая жена Лукреция Морзе. Телеграмма по почте шла долго, и Сэмюэл не успел попрощаться с любимой. Он очень переживает эту утрату и решает сделать так, чтобы другие люди могли за тысячи километров быстро узнавать информацию от своих близких. Он уверен, что мысли людей будут передаваться на огромные расстояния, потому что для мысли, как и для тока, нет преград. Окружающие над ним смеялись и говорили, что Морзе помешался, потому что в век науки пытается заниматься магией и телепатией. Несмотря на насмешки, Сэмюэл Морзе верит в научность своей идеи и упорно работает, в итоге создаёт упрощённый звуковой алфавит, который сегодня известен как «азбука Морзе». В 1836 году Морзе создаёт аппарат, а в 1940 году получает патент на изобретение.
Нужно отметить, что первый электромагнитный стрелочный телеграф изобрёл русский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году, но созданный им код был очень сложным. Заслуга Морзе состоит в создании простого телеграфного кода из точек и тире. 24 мая 1844 года Сэмюэл Морзе, сидя в Вашингтоне в одной из комнат Капитолия, отстучал на изобретённом им аппарате библейскую фразу «Чудны дела Твои, Господи!», и в ту же минуту в Балтиморе, в 40 километрах от Вашингтона, её прочитал его помощник Альфред Вэйл. Мысль была передана на расстоянии! Сегодня ни телефон, ни телевизор, ни интернет уже никого не удивляют. Мы действительно независимо от расстояния «читаем» мысли друг друга. И информация наглядно ежесекундно формирует нашу действительность. Шиллинг, Морзе, Гаусс, Вебер и др. открыли век мгновенной передачи информации на большие расстояния.
В типичной речевой ситуации, включающей говорящего, слушающего и высказывание говорящего, с высказыванием связаны самые разнообразные виды актов (действий). При высказывании говорящий приводит в движение артикуляционный аппарат, произносит звуки. В то же время говорящий совершает другие акты: информирует слушающих либо вызывает у них раздражение или скуку. Он также осуществляет акты, состоящие в упоминании тех или иных лиц, мест и т. п. И говорящий высказывает утверждение или задаёт вопрос, отдаёт команду (приказывает) или докладывает, поздравляет или предупреждает, то есть совершает акт (действие) из числа тех, которые Остин (см. Austin 1962) назвал иллокутивными.
— Джон Сёрль. Что такое речевой акт? —
С 1906 года великий русский учёный Владимир Вернадский исследует мысль в связи с «живым веществом». Научные исследования Владимира Вернадского выявляют взаимосвязи между физической и информационной материями, биосферой и ноосферой, дают возможность понять, как слово реализуется в окружающем мире, «слово становится плотью». Сын Вл. Вернадского, Георгий Вернадский получил обычное образование в царской России, что позволило ему в эмиграции работать в Йельском университете, который заканчивал в своё время и Семюэл Морзе. Г.Вернадский интересовался «словами» в контексте истории, а ещё был другом Николая Трубецкого, исследователя фонологической (звуковой) системы языка, написавшего выдающийся, до сих пор актуальный учебник «Основы фонологии». Почему исследования естествоиспытателя, историка и лингвиста важны в нашей повседневной жизни? Как научные знания о сущности Слова связаны с пониманием ответственности за наши слова? Может ли Слово формировать народное самосознание и историю государства? Какую роль играет звучащее слово — речь? Может ли Слово творить мир?
Когда один человек говорит что-либо другому, то мы имеем дело с речевым актом. Язык материально выражается в речевых актах. Любой вид языкового общения включает в себя речевой акт. Ещё В. фон Гумбольдт указывал, что «язык должен изучаться не как продукт деятельности (ergon), а как деятельность (акт, глаголание, energeia)». Об этом же говорили русские славянофилы.
Основной единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение и даже не конкретный экземпляр символа, слова или предложения, а производство (to act / действовать) этого конкретного экземпляра символа в ходе совершения речевого акта.
— Джон Сёрль. Что такое речевой акт? —
Чтобы осуществить речевой акт, нужны говорящий (отправитель сообщения, субъект), объект речи (смысл) и намерение (направление воли субъекта). Говорить мысленно можно с собой (мы думаем). Но устная речь звучит для собеседника (слушателя, мира, Бога), кроме того, речевой акт осуществляется в некой речевой ситуации (контекст). Чтобы понимать друг друга, собеседники должны пользоваться одной языковой системой и одинаково понимать контекст. Отсюда, взаимная понятность речи обеспечивается правилами: синтаксическими, морфологическими, семантическими, прагматическими. Если правила использовать умело, то с помощью речи можно осознанно влиять на ход событий нашей жизни и окружающей действительности.
Говорящий произносит или пишет что-либо, используя семантическую систему своего языка и преследуя определённые намерения: state ‘излагать, констатировать, утверждать’, assert ‘утверждать, заявлять', describe ‘описывать’, warn ‘предупреждать’, remark ‘замечать’, comment ‘комментировать’, command ‘командовать’, order ‘приказывать’, request ‘просить’, criticize ‘критиковать’, apologize ‘извиняться’, censure ‘порицать’, approve ‘одобрять’, welcome ‘приветствовать’, promise ‘обещать’ и т.д.
Если у человека нет никаких намерений, то он и говорить не будет. Намерения мы осуществляем благодаря направленному вектору нашей воли, таким образом мы меняем реальность. Например, если мы сообщили человеку о приезде его друга, то он уже осведомлён; если мы попросили помощи, то поставили человека в состояние выбора, помогать или отказать; если поблагодарили, то опять же вызвали определённые изменения в нашем собеседнике. То есть любой речевой акт всегда влияет на окружающую действительность и влечёт последствия, за которые ответственны собеседники.
Язык воспроизводит и развивает выбранную в данном народе систему видения мира, называемую языковой картиной мира, которая выражена во взаимосвязанных знаках, т.е. в языковой грамматике, и эта же система видения мира выражается в иных семиотических системах: музыке, архитектуре, национальных яствах, живописи и т.д., т.е. формирует национальный код, а значит, и историю народа.
Речевой акт подразумевает наличие намерения у автора высказывания.
В 50-е гг. XX века на основе русских и западных исследований в Оксфорде была разработана теория речевого акта. Один из её популяризаторов, Дж. Р. Сёрль, в статье «Что такое речевой акт?» пишет: «...если /человек/ воспринимает некоторый звук или знак на бумаге как проявление языкового общения (как сообщение), то один из факторов, обусловливающих такое его восприятие, заключается в том, что он должен рассматривать этот звук или значок как результат деятельности существа, имеющего определённые намерения. Он не может рассматривать его просто как явление природы — вроде камня, водопада или дерева. /.../ Так, например, логической предпосылкой предпринимаемых попыток дешифровать иероглифы майя является гипотеза о том, что значки, которые мы видим на камнях, были созданы существами похожими на нас и с определёнными намерениями. Если бы мы были уверены, что эти значки появились вследствие эрозии, то никто бы не подумал заниматься их дешифровкой или даже называть их иероглифами».
Итак, речь всегда предполагает наличие намерений. Даже когда мы говорим сами с собой или просто мыслим, мы хотим что-то прояснить для себя, найти решение, понять расстановку сил в ситуации и т.д. Речь без намерений не бывает, то есть без направленного вектора нашей воли на конкретную цель. Достижение этих целей будет эффективным, если мы понимаем правила, заложенные в системе языка.
Даже когда мы думаем, наша внутренняя речь обладает направленностью, вектором воли, то есть намерением.
Дж. Р. Сёрль выделяет вообще два вида правил. Одни правила регулируют поведение и события, существовавшие до них, другие правила не просто регулируют, но создают формы поведения и вытекающие отсюда ситуации (последствия поведения). «Футбольные правила, например, не просто регулируют игру в футбол, но создают саму возможность такой игры и определяют её. Футбола вне этих правил просто нет. Назовём правила второго типа конститутивными, а первого типа регулятивными. Регулятивные правила логически независимы от событий, которые они регулируют, например, правила этикета логически не определяют человеческие отношения. Конститутивные правила создают события, существование которых определяется именно наличием этих правил». Таковы и правила языка. Наша речь существует именно потому, что есть конститутивные правила её осуществления: правила формирования и выражения мысли (говорения). Конечно, в речи бывают и регулятивные правила, например, «Не следует говорить непристойности на официальных собраниях», но они не определяют само существование языка. Семантические и прагматические правила речи рассматриваются в теории речевых актов.
Лингвистический энциклопедический словарь даёт такое определение: «Речевой акт — это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения... Основные характеристики речевого акта: намеренность (вектор воли), целеустремлённость (сила воли) и конвенциональность (согласованность). Речевой акт всегда соотнесён с автором высказывания — без автора не бывает слова. Последовательность речевых актов создаёт дискурс».
Теория речевых актов стремится описать связь языковой реальности со структурой мироздания (ср. Елена Падучева «Высказывание и его соотнесённость с действительностью»). Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Дж. Р. Толкиен были убеждены, что структура языка непосредственно соотносится со структурой окружающего мира. Людвиг Витгенштейн считал, что философия как наука представляет собой исследование языковой структуры мироздания. В своих «Философских исследованиях» Л. Витгенштейн рассматривает множественность назначений языка и их неотделимость от форм жизни: взаимодействие языка и жизни оформляется в виде «языковых игр», формирующихся из определённых правил. Идеи раннего Витгенштейна и «философии здравого смысла» Джорджа Мура легли в основу лингвистической философии, которая значительно развилась в Кембриджском и особенно Оксфордском университетах.
Речевой акт состоит из локутива, иллокутива и перлокутива. Иллокутив — компонент речевого акта, выражающий намерение говорящего. Иллокутивный акт — часть речевого акта, содержит цель высказывания, направление (вектор) воли говорящего, силу (F) высказывания. Например: «И сказал Бог "Да будет свет"» — и стал свет (кн. Бытия, глава 1). Или, например: «Вы уволены!» — и человек лишается работы и своего социального статуса.
Джон Лэнгшо Остин и его ученик Джон Роджерс Сёрль, представители оксфордской школы, на основе наработок учёных прошлых лет разработали теорию речевых актов. В книге «Как производить действия при помощи слов?», или в другом переводе с английского «Как творить словами?», Остин опровергает заблуждение, что язык может только описывать вещи или отражать/утверждать факты. Такая второстепенная функция отражения действительности никак не соответствует подлинной властной мощи языка. Если обратиться к человеческой практике повседневной речи, то выходит, что язык не просто отражает, а именно конструирует окружающую реальность. Некоторые спрашивают: «Как обычные слова могут породить какие-то процессы в окружающей действительности и даже спровоцировать массовые изменения в обществе?» Аналогичным был бы вопрос: «Как гол может породить шесть очков?»
Всякое говорение является осуществлением иллокутивного акта. Разумеется, утверждая что-то, мы осуществляем иллокутивный акт не в меньшей мере, чем предупреждая или вынося приговор. Все критерии, которые мы используем для выделения иллокутивного акта, применимы и к утверждениям.
— Джон Остин. Как творить словами? —
Как мы увидим ниже, по сути любые сущностные (не пустые) высказывания ничего не описывают, не сообщают, но осуществляют само действие или его часть, то есть не являются только актом говорения, но включают ещё другие действия. Например, «Да, согласен, беру замуж» (совершается не говорение, не внешнее описание согласия, но непосредственно сам акт создания семьи), «Называю корабль — Ливадия» (не описывается процесс наименования, но совершает сам акт именования), «Завещаю часы брату» (не описывается завещание, но совершается сам акт передачи имущества), «Обещаю приехать завтра» (не описывается обещание, но совершается акт обязательства). Среди приведённых примеров нет императива (повелительного наклонения), все глаголы в изъявительном наклонении, первом лице, единственном числе (беру, называю, обещаю, завещаю). Очевидно, что происходит не просто говорение, но словом совершается сам называемый акт.
Лингвистическая философия, представителем которой является Дж.Сёрль, отталкивается от библейского постулата создания окружающего мира из Слова (Логоса, библейского понятия, переводимого на русский язык как совокупность понятий «сознание, знание, закон, закономерность, мысль, с-мысл, слово») (ср. Еванг. от Иоанна). Слово, точнее, его смысловая сущность конструирует реальность (сравните, например, иллокутивный акт «И сказал Бог "Да будет свет" и стал свет» – Бытие, гл. 1, и «В начале было Слово... Всё через Слово начало Быть», от Иоанна, гл. 1). Поэтому так важно отслеживать, что и как мы говорим, каковы наши речевые намерения, куда направлен вектор нашей воли, ведь это формирует события нашей жизни. Непонимание этого факта ведёт к плачевным ситуациям в жизни личности и даже целых народов. Бывает, из-за неверного слова разрушаются семьи. В истории находим много примеров, когда коммуникационные стратегии приводили к разделению единого народа на враждующие группы (русские и малороссы, болгары и македонцы, народы Югославии, жестокий геноцид в Руанде, спровоцированный СМИ). См. подробнее Как посчитать языки?
Речевой акт подразумевает влияние на окружающую действительность. Например, фраза «Садитесь, пожалуйста» влияет на собеседника, побуждая его сесть. Фраза «Подумай, потом ответишь» обязывает собеседника дать ответ. Фраза «На улице дождь» в зависимости от контекста может означать просьбу взять зонт или остаться дома в плохую погоду, или желание поделиться меланхоличным настроением и т.п.
Речевые акты мы используем для дела, то есть для совершения конкретных действий. С помощью языка мы просим, сообщаем, проектируем некоторую логику или схему механизмов и процессов, приказываем, принуждаем, извиняемся, обещаем, предлагаем, переубеждаем, ругаем, поощряем, предполагаем, утверждаем и т.д. Речевой акт — это именно акт (action / действие), активное действие в реальном мире. У любого действия есть вектор, направление воли на определённую цель, также приложение силы для достижения цели. Таким образом, речь — это не просто произнесение или написание слов, но речью совершаются действия в реальном мире. Например: «Вы уволены!», «Купи молока», «Давай не расставаться?», «Встреча переносится на понедельник», «Завещаю фамильную шкатулку своей сестре». Все эти высказывания мгновенно или через некоторое время осуществляются в жизни, значит, конструируют реальность.
Бывают праздные слова, не имеющие сущностной «мякоти», пустая болтовня, пустословие, но и такая речь реализуется в праздной жизни, то есть создаёт пустоту, а именно, осуществляется в потере времени, ненужных, суетных, пустых действиях, в разрастающейся душевной пустоте, несобранности и растерянности индивида, в когнитивных нарушениях. Остин указывает, что «необходимо, чтобы обстоятельства, при которых произносятся глаголы, соответствовали словам», то есть для бракосочетания («Да, согласен взять в жёны») человек не был женат на живой, здоровой, неразведённой женщине, а именование корабля возможно только уполномоченным на то лицом. Христос говорит: «Каждое ваше слово да будет да – да, а нет – нет». И Остин вторит Логосу: «Вряд ли можно сказать, что преподнесён подарок, если я сказал Дарю, но ничего не дал». Поэтому Остин говорит о коммуникативных неудачах, то есть о пустословии, праздном слове, не имеющем сущностной мякоти, и классифицирует такие пустые высказывания на осечки, ложь, ошибки, препятствия, неискренность и намеренные манипуляции. Указанные пустые речевые акты Остин характеризует как безрезультативные и даже опасные злоупотребления.
Речевой акт включает одновременность таких действий:
- произнести членораздельные звуки общепонятного языкового кода (фонология, фонетика, морфология, лексикология, семантика);
- построить высказывание из слов данного языка по правилам его грамматики (морфология/словоизменение, синтаксис, семантика);
- снабдить высказывание смыслом и соотнести с действительностью, осуществив говорение (англ. locution) (семантика, прагматика);
- придать говорению целенаправленность своей воли, то есть осуществить иллокутивный акт (англ. illocutionary act) (семантика, прагматика);
- вызвать желаемые последствия (англ. perlocution), т. е. воздействовать на сознание или поведение адресата, создать новую ситуацию.
Таким образом, речевая деятельность предполагает одновременно высказывание осмысленных выражений и воздействие собеседников друг на друга. Джон Остин выделил три составляющие речевых актов:
Локутив | Высказывание | Произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической, семантической структурами. |
---|---|---|
Иллокутив | Намерение говорящего | Указание на цель высказывания, сила воли, куда направлена воля и с какой силой. |
*Перлокутив | Ожидаемый результат воздействия | Воздействие на слушателя/читателя, достижение эффекта. |
*Перлокутив — это часть речевого акта говорящего, а не ответная реакция воспринимающего. Я спросил его = Я побуждал его ответить.
Чтобы понять структуру высказываний, схемы воздействия, Джон Остин попытался классифицировать иллокутивы. Он выбрал в английском языке глаголы в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения и разделил их на 5 таксономических групп. Соответственно, выделяются 5 типов иллокутивных актов. Однако сам Дж. Л. Остин признавал, что выделенные им классы пересекаются, а в некоторых случаях возможны неоднозначные интерпретации.
Дж. Р. Сёрль в своих работах по лингвистической философии отметил, что знание смысла слова означает понимание правил употребления этого слова. Дж. Р. Сёрль показал, что не слова и не предложения, а именно иллокутивная часть речевого акта (направление воли говорящего) составляет сущность общения. Человек создаёт высказывание не просто так, но благодаря волевому стремлению повлиять на мир: вызвать одобрение, понять суть вещей, получить какие-то блага, предотвратить что-то, осуществить какое-то дело и т.д. Иллокутивные цели заложены в самой семантико-синтаксической структуре языка. Иллокутивные цели позволяют выстроить осмысленный диалог с собеседником: вопрос требует ответа, упрёк — оправдания или извинения и т. п. Дж. Р. Сёрль выделяет 12 лингвистических параметров для классификации иллокутивных актов, но за основу берёт три из них: цель говорящего, направление воздействия, психологическое состояние говорящего (желание чего-то, намерение, убеждение в чём-то, удовольствие).
Убеждённость | Утверждения, констатации, замечания, объяснения, постулирование, декларации, логическая дедукция и аргументация. |
---|---|
Намерение | Обещания, клятвы, угрозы. |
Желание | Просьбы, приказы, команды, мольбы, ходатайства, прошения и упрашивания. |
Удовольствие | Извинения, поздравления, приветствия. |
Душевные (психологические) состояния говорящих.
Речевое воздействие может быть как благотворным, например, в ситуации образования, воспитания, так и разрушительным в ситуации манипуляции.
В энциклопедии «Кругосвет» говорится, что абсолютно любой речевой акт является особой формой оказания воздействия на слушающего/читающего, осуществляемого путем передачи последнему достаточной для него информации, чтобы он в дальнейшем занял какое-то место в деятельности говорящего. Человек обычно окружает своё сознание защитным барьером, способным противостоять чужому воздействию и по возможности именно взаимно согласовывать деятельность, а не просто включать себя в чужие планы. Человек сам является постовым, охраняющим этот защитный барьер. Эффективное преодоление защитного барьера — это и есть то, что понимается под речевым воздействием. Речевое воздействие называется суггестией. Существует четыре способа «проломить» защитный барьер человека:
- грубая сила (массированное повторение нужных речевых конструкций и эмоциональное нагнетание, речевое грубое давление),
- психологические уязвимости (использование страстей, жажды обладания удовольствиями, эмоциональный допинг),
- подкуп (создание эстетически привлекательного высказывания, например, лозунги на упаковке бренда),
- подмена или небольшой сдвиг смыслов с целью незаметно просочиться сквозь барьер (используются тонкие суггестивные техники, например, эвфемизмы, логические ловушки).
В ситуации языковой манипуляции жертва не просто не осознаёт информационного воздействия, но к тому же действует в результате во вред себе. Сознание склонно к упрощениям и не любит антиномий, а посему охотно поддаётся на стройный и красивый обман.
Элементы речевого воздействия, конечно же, присутствуют в обучении и воспитании, потому что именно через Слово реализуется образование и социализация человека. Сильнейшее речевое воздействие осуществляется через кинематограф, но далеко не всегда во благо личности. Мощным и крайне благотворным языковым воздействием обладает классическая литература. Чтобы высказывания были верно восприняты, в сознании человека должны быть «прописаны» правила, по которым определённая последовательность звуков распознаётся как обещание, предупреждение, совет, просьба и т.д. Осмысление информации помогает правильно оценить языковую обстановку и отследить, когда смысловая логика нарушена.
Дж. Р. Сёрль в своих работах рассматривает семантические правила, по которым строятся выражения определённых типов намерений. Классификация речевых актов по Сёрлю не задаёт жёсткого схематизма, т.к. сама языковая реальность не приемлет такого подхода. Язык — гибкая система с заданными глубинными правилами. В процессе своей жизни язык накапливает множество многозначных смыслов и оттенков. Одно и то же высказывание может содержать разные иллокутивы в зависимости от обстановки речи: «Я завтра приеду» может быть обещанием, угрозой, сообщением, помощью. Дж. Р. Сёрль создал базовую «схему-карту», которая позволяет примерно ориентироваться в волевых намерениях говорящего.
Иллокутив | Цель | Направление | Состояние | Пример |
---|---|---|---|---|
Репрезен-тативы | Зафиксировать ответственность говорящего за сообщение и за его истинность | Выражает реальность | Убеждён-ность | Идёт дождь. Маша готовит кашу. |
Директивы | Попытка говорящего заставить слушающего нечто совершить | Конструирует реальность | Желание | Не смей разговаривать в таком тоне! Купи молока, пожалуйста. Который час? Маша, кашу приготовь! А наша Маша приготовит кашу!? |
Комиссивы | Взять или возложить обязательства | Конструирует реальность | Намерение | Хорошо, я проголосую за тебя на фотосайте. Если Маша приготовит кашу, то я поем (директив усилен комиссивом). |
Экспрессивы | Выразить искреннее состояние | Одновременно выражает и конструирует реальность | Удовольст-вие | Извините. Я тебе искренне сочувствую. Дорогая Сашенька, поздравляю тебя с Днём рождения! |
Декларативы | Изменить статус объекта, назначить новый статус, состояние | Конструирует реальность и одновременно выражает реальность | Убеждён-ность +Намерение |
Вы виновны! Признаю, что вы правы. (Заявляю), моё место свободно (я уволился). |
Понимание, как живёт язык, даёт нам глубокое осознание нашей ответственности за конструирование окружающего мира с помощью слов. Язык выступает как резервуар культурно-общественной жизни любого народа. Через общение на разных уровнях, от социальных сетей до научных конференций, народ строит свой общественный уровень жизни. Язык задаёт нравственный уровень, значит, от нашей речи зависит психологический комфорт окружающей жизни и разумное ведение дел в любой области. Основная функция языка состоит вовсе не в описании окружающего мира, а в конструировании, строительстве мира на базе правил, заданных природой Сознания. Бытие проистекает из Слова (Логоса, т.е. сознания, смысла). В начале было Слово, и всё через Слово начало быть.
И с т о ч н и к и:
- Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. — М., 1986. С. 149-167; 195-222.
- Джон Сёрль: «Природа интенциональных состояний», «Что такое речевой акт?», «Классификация речевых актов», «Речевые акты: очерк философии языка», «Выражение и значение: исследования по теории речевых актов», «Основания иллокутивной логики», «Логический статус художественного дискурса», «Метафора».
- Анна Вежбицка. Речевые акты. // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. — М.,1985.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М., 1989. — 264 с.
- Бахтин М. М. Искусство и ответственность. // Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
- Джон Остин. Как творить словами? // AUSTIN J. L. How To Do Things With Words. — Oxford, 1962.
Мы сотканы мыслями-словами, потоками нашего сознания, называемого в христианстве «внутренним логосом» и берущего истоки в Божественном Логосе.