Что такое притча? / Аллегорический язык Библии

Русское слово «притча» является переводом греческого «parabole» — сравнение, сопоставление, подобие, приближение. Притча с давних времён привлекала внимание людей. Короткие истории, хранившие мудрость, передавались из поколения в поколение. Сохраняя доходчивость изложения, притчи позволяли человеку задуматься о смысле жизни и понять сложные законы мироздания.

Что такое «притча»?
Простое объяснение сложных законов

Кто-то однажды пожаловался достопочтенному мудрецу, что его притчи одними толкуются так, а другими — иначе. «В этом и заключается их ценность, — ответил мудрец. — Вы бы и не подумали о такой чашке, из которой можно пить молоко, но нельзя воду, или о тарелке, с которой можно есть кашу, но нельзя фрукты».
Чашка и тарелка — ограниченные формы-носители. В зависимости от содержания-наполнения чаша может быть евхаристической, из которой мы питаем своё сознание телом Логоса, или обычной бытовой чашкой, из которой мы питаем лишь бренное тело. Насколько же более ёмким должен быть язык, чтобы обеспечивать душу питанием смыслами? Вопрос в том, какие законы Бытия может понять человек из притч и какую пользу из этого извлечь.

Притча — любимый литературный жанр для многих людей, потому что пишется языком иносказания. Притчи Иисуса Христа были историями, которые Он рассказывал для того, чтобы проиллюстрировать законы Бытия. Его притчи являются своего рода учебными пособиями и могут рассматриваться как расширенные аналогии или вдохновенные сравнения, которые раскрывают законы жизни на доступном и понятном простым людям языке.

Книга книг - концентрация мудрости

Законы мироздания в Книге книг выражены через наглядные примеры с помощью притч, аллегорий, метафор. В Библии представлены важнейшие научные законы и базовые принципы развития мироздания, но они представлены не в виде формул, схем, диаграмм, а поэтическим языком, в форме точных аллегорий, метафор, дающих наглядное, объёмное понимание тех или иных законов мира.

Во время Своего служения Христос рассказал множество притч. Евангелист Марк (Мк. 4:34) пишет, что с людьми, которые приходили Его слушать, Христос разговаривал преимущественно притчами. Существует около 35 притч, записанных в синоптических (первых трёх) Евангелиях. Истории, подобные им, легко запоминаются. Христос не открыл новый жанр, поскольку притчи были распространённой формой обучения в ветхозаветном иудаизме. Примечательно, что в начале Своего служения Господь не использовал притчи, но раскрывал законы прямо, без иносказаний. Внезапно Он начинает рассказывать много притч народу, к большому удивлению Своих учеников, которые спрашивали Его: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф. 13:10). Христос объяснил, что использование Им притч имеет двойную цель: во‑первых, раскрыть Истину (т.е. раскрыть Себя, ибо Он есть Логос, Мысль Божия, Источник законов мироздания, Логики Божией, то есть закономерностей Бытия) тем, кто хочет знать законы, по которым циркулирует жизнь, и, во‑вторых, скрыть истинное понимание вещей от тех, кто равнодушен к Закону жизни, как фарисеи.

Религиозные вожди Израиля публично отвергли Христа и хулили Святаго Духа, совершая тем самым смертный грех (Мф. 12:22-32). Смертным называется грех, который отделяет человека от Жизни, создаёт между человеком и Источником Жизни пустоту, разрыв, то есть лишает семантической полноты, сущностной наполненности (плеромы от др.-греч. πλήρωμα — всеполнота). (Подробнее: Три глагола — три ступени зла). Каждое слово и мысль, как говорил Витгенштейн, истинны только тогда, когда содержат в себе сущность, то есть то, что существует, бытийствует, а то, что не имеет сущности, является пустотой, небытием, провоцирует в сознании пустоты, неполноту понимания, искажённый взгляд на мир, то есть ложь. Таким образом, фарисеи и себя, и других людей вводили в заблуждение, в смертный грех, в ложь, то есть создавали в сознании людей лакуны, пустоты, тем самым отделяли внимающих от Жизни. Христос прямо об этом говорит фарисеям: «Отец ваш дьявол» (Иоан. 8:44). Но дьявол — это «змейка» ложной мысли, пустой мысли, не имеющей своей сущности, как мы знаем из главы 3 книги Бытия.

Именно змейка-извилина пустой мысли впервые в сознании Евы породила неверные, ложные выводы через обнуление универсальных сем (семенных логосов). Поэтому в народе шутливо говорят: «Если женщина начинает думать, то додумается...». Процесс распада сознания описан в 3 главе книги Бытия. Так, в первой части вопроса «Истинно ли сказал Бог?» пресуппозицией является заявление «Бог — лжец», то есть происходит обнуление Истины, вычёркивание самого понятия полноты Истины из сознания Евы, переключение сознания на пустоту, на ложь. Бог есть всеполнота Истины, но в вопросе «Истинно ли сказал Бог?» говорится, что Бог может и солгал. Первочеловек Адам не противостоял процессу внедрения лжи/пустоты в сознание человека, не образумил Еву, которая пришла к нему со своими мыслями, чтобы посоветоваться. Таким образом, в главе 3 книги Бытия с помощью притчи о змие и ряда аллегорий, связанных с извилистой сутью змеи, описывается сложнейший когнитивный процесс потери полноты сознания, распада, дискретности сознания в людях, после чего люди стали нуждаться в исЦЕЛении, то есть в обретении вновь ЦЕЛостности сознания (плеромы). Именно для восстановления ЦЕЛостности сознания, исЦЕЛения человечества и воплотился Логос Божий (Высший Разум, Мысль Божия, Сознание Божие, вторая ипостась Троицы) — Христос, о чём поётся в рождественской песне: «Воссиял миру свет разума». Через Рождество, то есть в воплощении Мысли Божией, стало возможно для людей понимать глубинные законы и принципы устроения Вселенной, стало возможно научное осмысление мира, стал возможен постепенный процесс восстановления изначальной полноты понимания, изначальной ЦЕЛостности человека, единства душевного (чувственного, интуитивного), духовного и интеллектуального знания.

Внедрение лжи в сознание Евы

Извилистая, скользкая змейка мысли предлагает мнимый плод обожения: «станете как боги». Происходит внедрение лжи в сознание Евы с помощью нашёптывания слов, содержащего пустую пресуппозицию, то есть без семантической сущности.

Разберём аллегорию змейки мысли, которая используется в притче о древесном змие, «нашептавшем» Еве ложь. В древности люди не знали, что нейронная система выглядит по форме как виноградная лоза, что наши мысли на компьютерных диаграммах фиксируются в виде извилистых отрезков, не было даже понимания, что в головном мозге есть некие извилины, что сама мысль выглядит, как извилистая ветвь. Но сегодня мы знаем, как выглядят мысли, мы видим, что нейросеть по форме — фрактал, копирующий по сути внешний вид виноградной лозы. Каждая ветвь гибкой лозы в отдельности по внешней форме похожа на змейку, на извилину, но по содержанию в ветвях лозы текут соки смыслов, дающие плод духа, а в змее течёт яд лжи, разъедающий, обнуляющий смыслы, — так мы понимаем метафору: извилистая змейка скользкой мысли, неуловимой лжи. Итак, притча о змие даёт нам очень точную научную картину когнитивного процесса дискретности (распада) сознания. С одной стороны сознание представлено как древо лозы с соками сущностных плодов-смыслов по ветвям (древо жизни), а с другой стороны среди ветвей притаился змий, похожий по форме на извилистые ветви, но вместо соков смыслов змий несёт в себе яд разъедающей лжи, семантическую пустоту. Ядом лжи сегодня являются незаметно внедрённые в «виноградную лозу» разного рода манипуляции сознанием: симулякры, суррогаты, семантический сдвиг по методу окна Овертона, замещение исконных русских слов англицизмами, подмена лексического значения, сложные фреймы с системой слотов и т.д. Всё это создаёт пустоты сознания, расшатывает психику людей, наносит вред целостности личности.

Фракталы сознания

Слева: нейронная сеть человека, с левого края представлена «лоза» аксонов и дендритов, а с правого края от человека представлены «гроздья» нейронов.
В центре и справа: «Фрактальная геометрия природы», Б. Мандельброт. С помощью фракталов (векторов-веточек) разветвляются все формы в природе (в т.ч. когнитивная система), то есть сама структура действительности представляет собой всё время разветвляющиеся веточки-отрезки, формирующие многоуровневую, гибкую и целостную форму мира.

Итак, яд лжи, смертный грех, вошёл в сознание людей, создал изъеденные ядом пустоты в сознании, лишил нас цельности, полноты понимания мира. Сложный когнитивный процесс в Библии показан с помощью притчи, аллегорий и метафор. И фарисеи тоже приняли первородный грех, стали приверженцами лжи, т.к. они не понимали закономерностей, описанных в Библии, унизили духовную высоту, смысловую объёмность и глубину текстов Библии до уровня бытовых обрядов, таких, как омовения рук, поедания плодов яблок или фиников и прочих несущественных для души мелочей. О лживости фарисеев писал пророк Исайя, о духовно слепых и глухих людях: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исЦЕЛил их» (Ис. 6:9-10).

Слово «исцелить» содержит корень -цел- и означает «сделать человека ЦЕЛостной личностью», т.е. в гармонии с собой и мирозданием через понимание законов мироздания — Истины. Именно в ответ на неадекватное поведение народа и его духовных вождей Христос стал учить притчами. С одной стороны, образные рассказы понятны, т.к. берутся из повседневной жизни, с другой стороны, нужно уметь разглядеть в этих повседневных историях то, как в них наглядно раскрыты законы мироздания — Истина. Теми, кто, подобно фарисеям и саддукеям, имел предубеждение против Логоса мироздания, притчи и заключённые в них семенные логосы (смыслы, семантические универсалии) отвергались как бессмыслица. Кто же действительно хотел познать Истину, те улавливали параллели видимого мира с законами мироздания и понимали глубокий смысл притч.

Нагорная беседа Логоса

Нагорная беседа Логоса с народом, в ходе которой Он говорил в основном притчами. / К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877. Масло на меди. Датский музей национальной истории, Фредериксборг.

Христос делал чёткое различие между тремя группами людей: одни — кто имеет «уши, чтобы слышать», другие — кто упорствует в неверии и не хочет понимать законы мироздания и, наконец, третьи — кто «слышит», но от лености ума ничего не воспринимает (Марк 4:8, 14:20). Последняя группа — это «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7). Для «вечно учащихся» интерпретация притчи может стать очень непростым занятием. А для мыслящего сердца понять притчу вполне возможно. Часто сам Логос раскрывает её смысл. Господь даёт разъяснения для притчи о зёрнах Сеятеля, говоря, что зёрна — это слова или, точнее, смыслы, посеянные в душах людей (Марк 4:14). Именно поэтому данный термин seed-words (зёрна-слова) вошёл в западную лингвистику как научный термин, а в другой области («контент-маркетинг» или иначе «информационная стратегия рекламы») использовали данные свойства семантики, чтобы «сеять» в души людей рекламные псевдосмыслы, далёкие от Истины. Также в другом месте Библии Логос раскрывает смысл ещё одной притчи о зёрнах и плевелах, то есть о подлинных смыслах (seed-words, зёрнах), и подменённых смыслах (плевелах), называемых сегодня симулякрами и суррогатами (Матф. 13:24-30).

Что такое «аллегория»?
Как мы можем понять библейскую символику?

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это троп, то есть риторическая фигура, призванная усилить образность языка. (Подробнее: Тропы и фигуры) С помощью аллегории представляют законы мира посредством конкретного художественного образа. Для понимания того, о каком законе говорит притча или аллегория и в чём данный закон мироздания заключается, полезно придерживаться ниже приведённых принципов.

  • Определить ту духовную истину, которая передаётся. Иногда притче предшествует несколько вводных слов, которые помогают понять контекст. К примеру, Христос часто предваряет притчу словами «Царство Небесное подобно...» (7 раз только в 13‑й главе Евангелия от Матфея). Кроме того, перед притчей о мытаре и фарисее читаем следующее: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» (Лк. 18:9). Такое введение очерчивает иллюстрируемый предмет — это самоправедность и духовная гордыня, которые приводят человека к замкнутости на себе, а не к открытости Богу, людям и мирозданию.
  • Нужно различать «суть» истории и её оформление. Другими словами, не каждая деталь притчи несёт глубокий духовный смысл. Некоторые подробности присутствуют в тексте для того, чтобы достоверно дать почувствовать ситуацию, и из ощущаемой нутром достоверности понять уже духовный смысл, то есть тот или иной закон мироздания.
  • Нужно посмотреть, что говорится относительно данного духовного предмета в других местах Библии. Этот герменевтический принцип сообщает нам, что притчи Христовы никогда не вступают в противоречие со сказанным в Священном Писании прежде. Притчи предназначены для иллюстрации законов мироздания, о которых есть ясное учение и в других местах Библии. Более того, притчи не противоречат и научным законам, но иллюстрируют их.
  • Притчи и символический язык встречаются не только в Евангелиях, но и в других библейских текстах. Библейские писатели использовали привычные повседневные предметы для выражения духовной истины. Символы довольно часто можно встретить в поэтических и пророческих текстах. По самой своей природе поэзия в значительной мере опирается на образный язык. Когда Соломон называет невесту «лилией между тернами» (Песн. 2:2; терны колючи, злы, неприятны в отличие от нежной и белой лилии), то Соломон использует символы (лилия и терны), чтобы передать желанность, чистоту, нежность и исключительность Суламиты. Пророческие речи также изобилуют фигуративными высказываниями. Так, например, Исайя говорит о деревьях и лесе как о символах сотворённого мира, в котором всё взаимосвязано и взаимозависимо (Исайя 10:18–19).
    Сравните:
    Языковой лес Дж. Р. Р. Толкиена,
    Виноградная лоза из Евангелия от Иоанна гл. 15 как «древо жизни и мысли»,
    Генеалогическое древо языков мира,
    Структура (дерево) нейронной сети, также структура процессов сознания и мышления (mindmapping),
    Родословное дерево любой семьи,
    Храм Саграда-Фамилия архитектора Антонио Гауди как Древо мироздания / Древо Святого Семейства.

Рождение Логоса из недр Божиих

Сознание Божие или Мысль Божия (Логос) в миру стал ПЛОТЬю во Христе, что описано в Евангелиях. Процесс во-[ПЛОТЬ/Щ]-ения Слова-Логоса в видимый дискретный мир в науке называется словом «декогеренция». По христианскому учению любых христианских конфессий Сознание или Мысль Божия есть Сын Божий, вторая ипостась Троицы. Это означает, что Субъект-Отец из Своих недр Отчих рождает Сознание-Мысль-Замысел-Слово-Логику-Закон мироздания, то есть Бог придумывает мир, творит мир Своей Мыслью. От Субъекта-Отца также исходит сила, воля, Дух Божий, который через Мысль Божию проявляется в мире. В лингвистике наличие у слова целеполагающей воли называется термином «перлокутив». Понять это можно, если вспомнить, что мы, люди, созданы по образу Божию. Каждый из нас людей тоже троичен: 1) обладает субъективной личностью (образ Бога-Отца), 2) обладает сознанием-мыслью (образ Сына-Логоса) и 3) обладает волей, выражаемой в нашем сознании-мыслях. Важно указать, что мы не сотворяем сознание, наше сознание является нашим лицом, нашей ипостасью, как и воля, таким образом субъект-личность+сознание+сила или воля — это три ипостаси каждого из нас, наша природа едина. Мы тоже из недр своей личности рождаем Сознание, мыслим, как и из недр Божиих рождается Сын-Логос-Сознание Божие. Мы не делаем наше сознание или нашу волю из картона или теста, это несотворённая реальность нас самих. Отличие в том, что мы обладаем ещё и дискретным (тленным) телом, потому что после грехопадения, то есть изъедения в нашем сознании пуст лжи, дискретным стало и само человеческое сознание, а от растления сознания происходит тление тела. Рождённые нами мысли обладают нашей волей, вектором нашего духа. Но наши мысли из-за первородного греха часто являются ложными. Тогда как Логос Божий, рождённый из недр Отчих, всегда есть полнота Истины.

Подробнее читайте о творении словом: Делать с помощью слов.

Слова Логоса Божия полны символизма. Христос говорит о Себе:

  • как о пастухе (сравнение по свойству искренней заботы и участия в жизни подопечных),
  • как о сеятеле (сравнение по способности сеять, питать Истиной и взращивать в мироздании и в душах людей определенные духовные смыслы),
  • как о краеугольном камне (сравнение по функции быть основанием мироздания: Мысль Божия, Логос, Логика взаимосвязанных закономерностей Вселенной является фундаментом Бытия),
  • как о двери (сравнение по функции: через Сознание, через семена Истины Христа людям раскрываются законы мироздания, как дверь к познанию Бога, дверь в сердце, потому что познание возможно только через любовь, ведь невозможно любить то, чего не знаешь, и невозможно узнать человека или любое живое существо, не полюбив),
  • как о свете (сравнение по свойству ясности мысли, светлого ума, света разума; вспомните, в Рождество люди поют: воссиял миру свет разума, таким образом, просвещение, познание наук является познанием логики творения, божественных законов, то есть Логоса – Сознания Божия),
  • как о лозе (сравнение по структуре разветвлённой системы когнитивных закономерностей человека/микрокосма и мироздания/макрокосма),
  • как о хлебе (сравнение по структуре и принципу действия: тело хлеба состоит из зёрнышек и соединяющих их закваски, как тело Логоса состоит из нас, людей, и соединяющей нас любви Агапе, сравните: 15 глава, 4 стих Евангелия от Иоанна: «Я есмь Виноградная лоза, а вы Мои ветви», именно это единство нас-Церкви и Логоса происходит в Евхаристии),
  • как о воде (сравнение по свойствам неразрывной взаимосвязанности/недискретности: живительная сила знания законов мироздания льётся, как потоки соков по руслам-ветвям, как кровь по венам и артериям мира).

Христос сравнивает Царство Небесное:

  • со свадебным пиром (это райская радость семейного единства, ведь человечество — это семья во Христе, без Христа нет семьи, т.к. нет взаимосвязующей силы Любви, Истины, Познания друг друга),
  • с деревом (разветвлённая система разумных и незыблемых закономерностей мироздания, которые изучают разные науки),
  • с полем (свойство огромного пространства мироздания для творения Божия, сравните словосочетание с тем же метафорическим значением «поле деятельности»),
  • с жемчужиной (свойство великой ценности для человека, то, что он искал, за чем нырял в глубины познания),
  • с дрожжами (закваской, которая от малой крупицы квасит всё тело теста, то есть Знание, Любовь, Добро нарастает в мире) и т. д.

Самарянка у колодца

В разговоре с самарянкой у колодца Христос использует символ потоков «живой воды», показывая, что, как чистая вода питает всё жизнью, так и семантические потоки Истины (Логоса) питают всё жизнью. / Генрих Ипполитович Семирадский. «Христос и самарянка». 1890. Холст, масло.

В Библии и христианских текстах можно встретить словосочетания «раб Божий» или «раб Господень». Это фигура речи, которая означает освобождение человеческой личности от греха. Поясним глубину антитезы «рабства/свободы». У человека может быть только два состояния: рабство греху (противостояние разумности мира) или рабство законам мироздания (гармония с законами универсума). Противоположностью рабства Христу может быть только рабство греху, от которого Христос нас освобождает именно откровением истины, мы прозреваем, понимаем разумом истину, законы мироздания, по которым на самом деле мир устроен, поэтому видим все последствия и причинные связи каждого нашего слова, шага, мысли, а значит, можем не быть ведомы нашими домыслами, иллюзиями, эмоциями, страстями, а делать ясно осознаваемый выбор. У человека задано только два состояния:
— рабство Христу (то есть прозрение истины,  рабство законам мироздания, жизнь по законам Вселенной, гармония)
— или рабство греху (зависимость от иллюзий, желаний, преследование целей наживы, называемая сребролюбием, зависимость от телесной похоти, которая называется блудной страстью, зависимость от еды, называемая чревоугодием, зависимость от гнева, тщеславия и пр.).
Получается, что образ рабства наглядно демонстрирует нам два возможных состояния человека: рабство Закону (гармонии) или рабство беззаконию (греху).
Ни один человек не может освободиться от рабства закону гравитации или иному закону, потому что мы являемся частью универсума, живём в подчинении природным законам, даже создавая сложные аппараты, люди должны учитывают законы природы, чтобы аппараты работали, тем более мы должны учитывать законы нравственности, чтобы жить. Словосочетание «раб Божий» указывает на то, что верующие свободно и по своей воле принимают Логос, то есть осознанно, глубоко понимают, ясно видят Закон. Тогда как раб греха не  ведает, что творит. (сравните: Рим. 1:1; Гал. 1:10; Кол. 1:7; 1Тим. 4:6; Иак. 1:1; 2Пет. 1:1; Иуд. 1:1; Откр. 1:1).

Аллегорические образы через понятные нам свойства указанных в притче предметов и явлений раскрывают научные свойства и закономерности мироздания. Можно сказать, что евангельская притча — это понятная история с научным смыслом.

В книге Исход (19:4) Бог говорит Своему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе». «Орлиные крылья» нельзя толковать буквально, т.к. Бог никогда не использовал орлов для выведения евреев из Египта, поэтому переводчики поставили в квадратных скобках пояснение «как бы». Выражением «орлиные крылья» символически подчёркиваются следующие свойства исторического события выведения евреев из египетского рабства: скорость, сила, заботливость Бога, стремительная решительность и важность дела освобождения для сохранения иудейского народа и воплощения Логоса Божия в лоне Девы из этого народа. Еврейский народ не был избранным, он был созданным Богом: избрался Авраам, от него поколение за поколением выбирались и отсеивались праведники, хранившие Истину (знания законов мироздания), чтобы в лоне этого народа, то есть в сохранённой сквозь века истине могла воплотиться Истина — сам Логос Божий — для наглядного научения людей, открытия людям законов мира через живое действие Бога непосредственно среди людей. Бог стал человеком, чтобы люди могли обожиться. То есть чтобы всё привести к Единству мироздания в любви, к плероме (от др.-греч. πλήρωμα — всеполнота). И именно язык, древовидная структура языка, рождающая изнутри своей языковой природы истинные смыслы слов, через которые мы способны читать Библию, познавать мир, является путём к познанию, разуму и полноте жизни.

Учимся считывать смысл аллегорий
Находим в окружающем мире то, с чем сравнивается духовная реальность

Давайте выполним упражнение. Прочитайте поэтический отрывок из Библии и попробуйте понять все аллегории. В помощь вам — иллюстрация и пояснения.

Живая вода Познания для питания рая

Он — это Бог, первое лицо Троицы.
Логос — это Сознание, Разум Божий, рождённый из недр Божиих, второе лицо Троицы.
Она — это Премудрость Разума (Логоса) Божия,
то есть Премудрость — это качество Божьего Логоса, качество Божьего Разума, часто отождествляется с самим Логосом.

Из книги Иисуса, сына Сирахова

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 24, стихи 10, 27-36. Библия.

Перечислим аллегории. Во-первых, Премудрость Божия сравнивается с живыми, полноводными реками Фисон, Тигр, Евфрат, Иордан, также с источником воды Гион, также с полноводными реками, питающими долины и сады, с морем, с водопадом. Во-вторых, мироздание называется садом Божиим, который питается водами Премудрости Божией, то есть Вселенная пульсирует благодаря разумным законам мироздания, сад Божий насыщается водами Премудрости. В-третьих, говорится, что изучение, познание, понимание законов сотворённого мира должно изливаться, как пророчество, в человеческие роды. 

Литература

С. Булгаков, Друг Жениха.

А. Вежбицкая, Семантические универсалии и базисные концепты.

В. М. Жирмунский, Теория литературы. Поэтика. Стилистика.

М. Л. Гаспаров, Филология как нравственность.

М. Л. Гаспаров, Об античной поэзии.

В. Н. Топоров, Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы в 2 тт.

В. Н. Топоров, Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического.

А. Д. Шмеман, Евхаристия. Таинство Царства.

Г. А. Каледа, Библия и наука о сотворении мира.

М. Д. Филарет, Толкование на книгу Бытия.

Г. Палама, О Божественных энергиях и их причастии.

Г. Палама, О Божественном единении и различении.

П. А. Флоренский, Столп и утверждение истины.

П. А. Флоренский, Оправдание космоса.

П. А. Флоренский, Анализ пространственности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях.

Б. М. Гаспаров, Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования.

В. Н. Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Пожертвование на ведение уставной деятельности
Выберите способ оплаты:

Другие способы оплаты
logo_3
logo_1
logo_2
logo_4
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!

И ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ! ТЫ МОЛОДЕЦ!
П О З Д Р А В Л Я Ю !