Почему на книгах по лингвистике часто в качестве иллюстрации используется Вавилонская башня? Что такое дивергенция языков? Как дивергенция языков связана с дискретностью мышления? Как разделение языков стало взаимосвязанным разветвлением от единого пракорня, а разделённые народы стали единой семьёй человечества? Где место русского языка на генеалогическом дереве языков мира?
Мифопоэтическое мышление изучает и осмысляет мир через вербальное описание с использованием сравнений, притч, метафор, а также с помощью наглядных образов. Научное мышление те же законы и события выражает схемами, формулами и математически точными правилами. Миф — это не ложь, а определённый способ донесения истины. Наука — иной способ донесения той же истины.
В мифе о вавилонской башне рассказывается, что земное население решило создать грандиозный проект усовершенствования мира. Оставшись без Бога, вынужденные трудиться в поте лица, когда от этого труда нет особо отдачи, т.к. земля производит не изобилие в ответ на труды, а «волчцы и тернии», люди хотели создать рай без Бога, чтобы жить стало комфортнее. Вавилонская башня — это аллегория грандиозного строительства удобного людям мира без помощи Бога. Питер Брейгель Старший написал идею глобального строительства мира для человечества без Бога в своём шедевре «Вавилонская башня», где в мельчайших деталях показал размах людских конструкторских решений для удобства, эффективности, прогресса. На картине некоторые этажи башни уже заселены, люди пользуются плодами своей изобретательности, показаны сила власти, тщеславия, чревоугодия, похоти и т.д., а верхние этажи продолжают строится ради великого будущего без Бога.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (1563). Дерево, масло. 114 × 155 см. Музей истории искусств, Вена.
Вавилонская башня, как образ непомерной гордыни, фигурирует не только в живописи, литературе, киноискусстве, но и в комиксах и мультфильмах. Знаменитый мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками», получивший Оскар, тоже построен на образе Вавилонской башни карьерной человеческой гордыни, где внизу находится чёрнорабочий паук — дедушка Камадзи, повыше — обслуживающий персонал, ещё выше — разного рода управленцы, а на самом верху Вавилонской башни представлена полнота власти в образе ведьмы Юбабы.
Итак, человечество решило соорудить, сконструировать, продумать проект такого мира, в котором людям, пусть и отпавшим от Бога, будет хорошо. Но каждый лидер великой стройки и его последователи понимали, что такое хорошо, по-своему и хотели доказать другим группам людей своё правильное понимание усовершенствования мира. Поэтому каждая такая конкурирующая группа людей, строящая дивный новый мир без Бога (Вавилонскую башню), стала изъясняться своими понятиями, своим языком, который отражал видение этой группы людей, что такое хорошо и каким должен быть хороший мир для них. Так каждая группа людей, строящая Вавилонскую башню по своим понятиям, перестала понимать другие группы людей, у которых было иное видение мира и, значит, иные понятия, иной язык. В гордости люди слышали только себя, перестали понимать смысл изъяснений друг друга. В разглагольствованиях так же до сих пор люди теряют смысловую связь между формой и содержанием, между миром и своей душой. Так из одного праязыка любви образовалось множество языков вербальных, звуковых, отражающих с разных ракурсов миропонимание групп людей — народов. (См. о «замёрзших словах» из произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль» в статье Чудеса человеческого языка). Так в ходе строительства рая без Бога — проекта Вавилонской башни, где всем должно быть хорошо, — произошло распадение человеческого сообщества, потеря райского единства и, значит, разделение (дивергенция) языка. Но милостивый Господь распадение языка в Пятидесятницу преобразил в понимание разветвления от единого корня, показав людям сохранившиеся взаимосвязи между языками (генеалогические деревья языков), то есть обратил языковое многообразие во благо людям. (См. подробнее Поиски единого языка методом глоттохронологии).
День Пятидесятницы. Схождение языков света — пламени познания, невещественного, несозданного Свете, просвещающего всякого человека.
В день Пятидесятницы ученики Христа-Логоса, апостолы из семидесяти, стали говорить на многих языках, потому что в их сознании восстановился язык любви, видение единства взаимосвязей, происхождение языков от единого праязыка. В день Пятидесятницы сошёл Дух Святой на апостолов, они прозрели духовно, стали говорить на многих языках, восстановилось понимание друг друга с сохранением многообразия языковых ветвей, культур народов. Многообразие видения мира теперь приводило не к вражде, но к любознательности, интересу, желанию познать инаковое: иной язык, иную грань видения мира. И сегодня многообразие языков является не бедой, а богатством человечества! (См. подробнее Как посчитать языковое богатство). Теперь человечество понимается как единая семья, каждый член-народ которой говорит на ином языке и при этом с любознательностью стремится услышать, понять, изучить иные языки, а значит, иную грань миропонимания иных народов-языков. Получается красочная языковая мозаика, которая ярко и с множества сторон отражает наш мир. Каждый язык — новая грань миропонимания, не иное миропонимание, а лишь одна из граней единства мира.
Каково же место русского языка в этой красочной языковой мозаике? Прочитаем ответ Андрея Зализняка и посмотрим на представленную ниже схему языковой виноградной лозы.
Место русского языка
Где искать ветвь русского языка на генеалогическом древе языков мира? Из лекции Андрея Зализняка, прочитанной 24 февраля 2012 года:
«У большинства из вас представление о родословном (генеалогическом) дереве русского языка в той или иной степени имеется, но всё же я эти сведения кратко повторю. Ныне это генеалогическое древо в упрощённом виде должно быть выведено из некоего реконструируемого древнейшего языка, именуемого ностратическим языком, к которому восходят языки очень значительной части жителей земного шара. Ностратический язык существовал очень давно; оценки различаются, но, видимо, порядка двадцати пяти тысяч лет назад. Одна из ветвей ностратического языка — это ветвь индоевропейская, в которую входит большая часть языков Европы и Индии, откуда и само название «индоевропейские языки».
В Европе индоевропейских языков безусловное большинство, в Индии — значительная часть, но тоже, в общем, большинство. На востоке это индийская и иранская группы языков; в Европе к индоевропейским языкам относится латынь с возникшими из неё романскими языками: французским, итальянским, испанским, португальским, румынским; и греческая ветвь, которая в древности представлена древнегреческим языком, а ныне — новогреческим. Также к индоевропейским относится германская группа языков: немецкий, шведский, норвежский, датский, исландский, английский; и балто-славянская группа (ок. 2500 лет до Рождества Христова), объединяющая балтийские языки и славянский язык. Балтийские — это латышский, литовский и вымерший ныне древнепрусский.
Славянская группа представлена достаточно вам известным праславянским языком (ответвился от балто-славянской группы ок. 1000 лет назад), из которого примерно с VII–IX века развились три группы: южнославянские, западнославянские и восточнославянский языки. Южнославянские языки — это старославянский (иначе древнеболгарский), сербский и словенский; западные — польский, чешский, словацкий, лужицкие. А восточнославянская группа представлена первоначально единым древнерусским языком, который с XVI века стал разветвляться на диалекты: русский (иначе великорусский), малороссийский диалект (иначе украинский) и позже белорусский диалект.»
Индоевропейская ветвь языков представляет собой одну из наиболее крупных в Евразии языковых семей. Она распространилась в течение последних 5 столетий также в Южной и Северной Америке, Австралии и частично в Африке. Индоевропейские языки до эпохи Великих географических открытий занимали территорию от Восточного Туркестана, расположенного на востоке, до Ирландии на западе, от Индии на юге до Скандинавии на севере. В состав этой семьи входит порядка 140 языков. В общей сложности на них говорят примерно 2 миллиарда человек (по оценке 2007 года).
Английский язык благодаря языковой образовательной политике, включающей множество сетей школ английского языка во всех странах мира, приложений для обучения английскому, игр, сайтов, а также благодаря экономическим стратегиям занимает среди индоевропейских языков в наше время ведущее место по числу носителей. Для русского языка на сегодняшний день не создано ни одного многоуровневого обучающего игрового сайта в виде аркады, RPG-стратегии, путешествий с миссиями, ролевых компьютерных игр c интерактивным сюжетом, учитывающих лексико-грамматическую структуру русского языка, или такого же типа игрового мобильного приложения, предоставляющего качественное, а значит, логичное, последовательное, единое и многогранное обучение русскому языку. Для английского языка создано огромное количество игровых приложений, популяризирующих через язык и игровые сюжеты англо-американское понимание мира и их шкалу ценностей.
Игра на английском языке, переведённая, иногда коряво, на русский для русскоязычных игроков. В игре тоже представлена схема «Виноградной лозы», но в отличие от нашей платформы, где в виде лозы дана структура русского языка, в этой игре в виде схемы-лозы представлены сюжеты книг с возможностью выбора ветки сюжета в зависимости от поведения главного персонажа-игрока. Игра не обучает русскому языку, у неё нет такой задачи, но стимулирует любовь к чтению, книгам, уважение к писательскому таланту. В игре представлены разные исторические эпохи с современной точки зрения. У персонажей никак не проработаны речевые характеристики, то есть все тексты примерно в одном художественном стиле.
Чтобы понять, какой язык от какого пракорня возник, языки сравнивают между собой попарно и группами. При этом также определяют не только вертикальную иерархию, но и степень родства между языками на горизонтали. Например, польский и русский языки не произошли друг от друга, но являются родственными, т.к. восходят к праславянскому.
Генеалогическое дерево языков ностратической макросемьи с выделением индоевропейской языковой семьи. Большое изображение по ссылке
В развитии сравнительно-исторической лингвистики огромная роль принадлежит изучению именно индоевропейских языков. Дело в том, что индоевропейская семья, имеющая большую временную глубину, была одной из первых, которую выделили учёные. Как правило, в науке другие семьи определяли, ориентируясь непосредственно или опосредованно на опыт, полученный при изучении именно индоевропейских языков.
В сравнительно-историческом языкознании существует много способов сравнения языков. Первый способ — типология. Это изучение типов языковых явлений, а также на основе классификации типов языковых явлений производят обнаружение универсальных закономерностей, существующих на разных языковых уровнях. (Языковые уровни смотрите на карте языка на Главной странице , и эти же уровни в боковом меню «Структура языка»). Типологический метод не совсем применим в генетическом отношении. Другими словами, с помощью типологии нельзя исследовать языки в аспекте их происхождения и исторического развития, то есть диахронически. Главную роль для компаративистики должно играть понятие родства, а также методика его установления. Поэтому используется генетический способ сравнения языков.
Генетическая классификация является аналогом биологической, на основании которой выделяются различные группы видов. Благодаря такой классификации мы можем систематизировать множество языков, которых насчитывается почти 7000. Выявив языковые закономерности, мы можем сгруппировать всё это множество в относительно небольшое количество языковых семей. Полученные в результате генетической классификации итоги неоценимы не только для лингвистики, но также и для ряда других смежных дисциплин, особенно для этнографии, поскольку возникновение и развитие различных языков связано тесным образом с этногенезом (появлением и развитием этносов), ведь исконно слово «язык» на русском значит то, что на английском и французском обозначается словом «нация» (nation).
В стихотворении Александр Сергеевич Пушкин перечисляет языки-народы: «И назовет меня всяк сущий в ней язык, / И гордый внук славян, / и финн, и ныне дикий / Тунгус, и друг степей калмык». Александр Семёнович Шишков утверждал, что «язык» диахронически состоит из двух корней: я+зык (я звучу или я зову), ведь есть в русском языке слово «зычный» в значении «звучный», если вспомнить индоевропейский аблаут, дающий второй ряд чередований ы//у, и дифтонг *ou, дающий чередование у//ов, то можно допустить, что «зык» — это звук. Также «зык» сравнивают с праслав. *zъvati «звать». (См. подробнее Таблицу чередований).
Детальное генеалогическое дерево индоевропейских языков.
Большое изображение по ссылке
Генеалогическое древо индоевропейских языков показывает, что различия между языками с течением времени усиливаются, то есть от единого предка-языка (в нашем случае праиндоевропейского) со временем ответвляются новые ветви-языки (этот процесс называется дивергенцией языков). Дивергенцию можно выразить таким образом, что между новыми ветвями-языками со временем увеличивается разница, ответвляются новые ветви, расстояние до предка и расстояние между языками растёт, измеряется расстояние родства языков как длина ветвей генеалогического дерева (то есть родословная языка вглубь веков).
Ветви индоевропейского генеалогического дерева
Генеалогическое древо индоевропейских языков имеет множество ветвей. В нём выделяются как крупные группы языков, так и состоящие всего лишь из одного языка. Группы ветвей-языков:
- Новогреческий язык,
- Индоиранские языки,
- Италийские (включая латинский, от которого отходит ветвь романских языков),
- Кельтские,
- Германские (включая английский, немецкий и др.),
- Балто-славянские,
- Албанский,
- Армянский,
- Анатолийские (хетто-лувийские),
- Тохарские.
Пиджины (один из результатов конвергенции языков)
Пи́джин (англ. pidgin) — сильно упрощённый язык, который используется как средство общения между двумя или более этническими группами, у которых родной язык непонятен другой этнической группе. В ходе экспансии различных языков индоевропейской группы, произошедшей в течение последних трёх столетий, на романской и германской основе были сформированы десятки новых языков-суррогатов — пиджинов. Пиджины характеризуются радикально сокращенным словарем (1,5 тыс. слов или меньше) и крайне упрощенной грамматикой. Впоследствии некоторые из пиджинов стали более полноценными как в функциональном, так и в грамматическом отношении. Таковы бислама, ток-писин, крио в Сьерра-Леоне, Экваториальной Гвинее и Гамбии; сешелва на Сейшельских островах; маврикийский, гаитянский и др.
Не позднее четвертого тысячелетия до Рождества Христова произошла дивергенция (распад) единого индоевропейского языка-основы, который разветвился на множество новых языков, в свою очередь новые языки тоже дали языковые ветви. Образно выражаясь, из семени начало расти генеалогическое древо индоевропейских языков. Не подлежит сомнению то, что хетто-лувийские языки отделились первыми. Время выделения тохарской ветви самое спорное из-за скудости данных. То, какие языки от какого общего ветви-предка произошли, является предметом исследований лингвистов. Не один раз были предприняты попытки объединить предположительно родственные языки между собой в одну ветвь и реконструировать общего предка. На сегодняшний день самым общепризнанным считается объединение иранских и индоарийских языков, а также нуристанских и дардских в индоиранскую ветвь. В некоторых случаях удалось даже восстановить характерные для индоиранского праязыка словесные формы.
Были предприняты различные попытки создания стройной системы. Например, по результатам развития заднеязычных индоевропейских согласных все индоевропейские языки были разделены на кентум и сатем. Объединения кентум или сатем определяется по отражению соответствующих фонем (звуков) в слове сто (кентум на латинском сто, сатем на авестийском сто). В сатемных языках начальный звук этого праиндоевропейского слова отражается в виде Ш, С, а для кентумных языков характерны Х, К (например, hundred).
Август Шлейхер самым первым предложил генетическую классификацию родственных языков индоевропейской языковой семьи, то есть именно этот выдающийся языковед создал теорию родословного древа языков. Он считал, что нет одного общего праязыка на заре человечества, а было несколько языков, из которых разветвилось в процессе исторического развития всё языковое многообразие. Родственные языка всегда происходят из одного языка-основы, потому что люди разделяются на группы «по миропониманию». Высока ценность рассмотрения Шлейхером языка в тесной связи с мышлением. Языки от одного языка-основы составляют языковое древо, которое делится на языковые семьи и языковые ветви. Задача языковеда заключается в том, чтобы «восстанавливать на основе доступных более поздних форм языка существовавшие прежде формы языка-основы семейства или даже праязыка всего языкового древа». Этот процесс называется реконструкцией языка. Август Шлейхер был великим языковедом, который определил пути дальнейшего развития языкознания. Он первым из языковедов поставил вопрос о законах развития языка, он сформулировал и частично решил проблему восстановления индоевропейского праязыка и проследил его развитие в каждом из ответвлений. Из его работ выросли первые компаративисты, т.е. ученые, которые занимаются сравнительно-историческим исследованием языка.
Возникновение сравнительно-исторической лингвистики относят к началу XIX века и связывают с именем Франца Боппа. Первые компаративисты по национальности были немцами. Это Ф. Бопп, Й. Цейс, Я. Гримм и другие. Они обратили внимание на то, что санскрит (древний индийский язык) имеет большое сходство с немецким. Они доказали, что некоторые иранские, индийские и европейские языки имеют общее происхождение.Наиболее известный из компаративистов — швед Ф. де Соссюр. Через некоторое время было установлено, что для реконструкции праязыка имеют исключительное значение также славянские и балтийские языки. Русскими языковедами, кто занимался восстановлением общеславянского, книжного старославянского и древнерусского языков были представители Пражского лингвистического кружка, в первую очередь Н. Н. Дурново. Сравнительно-историческое языкознание сформировалось в результате исследования различных родственных языков, а также обработки методов доказательства их родства и реконструкции некоего исходного праязыкового состояния.
Августу Шлейхеру принадлежит заслуга изображать схематично процесс развития языков в виде родословного древа, своего рода разветвляющейся виноградной лозы. Индоевропейская группа языков предстаёт у Шлейхера в следующем виде: ствол — общий язык-предок праиндоевропейский, а группы родственных языков являются ветвями. При дальнейшем научном уточнении уже последующими учёными родословное древо стало наглядным изображением дальнего и близкого родства языков. Также оно указывало на наличие у близко родственных языков общего праязыка (балто-славянского — у предков балтов и славян, германо-славянского — у предков балтов, славян и германцев). Шлейхер считал, что в глубочайшей древности праиндоевропейский язык распался на две огромные семьи: североевропейскую (славяно-германскую) и южноевропейскую (арио-греко-итало-кельтскую). Шлейхер говорит, что языки, возникшие первыми из праязыка, можно называть языками-основами; почти каждый из них дифференцируется в языки, а отдельные языки могут далее распадаться на диалекты, и далее диалекты – на поддиалекты. Диалекты и поддиалекты с течением времени настолько обособляются, что превращаются в отдельные языки, которые, в свою очередь, опять дробятся на диалекты, которые вновь обособляются в языки. При таком процессе дифференциации языков Шлейхер полностью исключает возможность перекрёстного скрещивания языков и диалектов, то есть процессы языковых контактов (конвергенции, процесс, обратный дивергенции). Пожалуй, это положение было единственное ошибочное среди идей языковеда.
Историей славянских языков занимались выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков, И. А. Бодуэн де Куртенэ, князь Н. С. Трубецкой и Н. Н. Дурново, затем Афанасий Селищев, наши современники Андрей Зализняк и Сергей Старостин.