Формат — чрезвычайно важный параметр печатного издания. Какой формат издания выбрать: большой, маленький, портретный или альбомный? Как создать необычное издание без лишних затрат? Руководствуясь лишь вкусом, исполнение заказа окажется слишком сложным или непомерно дорогим. Какие существуют правила и традиции производства печатных изделий? Как влияет формат на стоимость печати?
Формат — средство художественной выразительности. Правильно подобранный дизайнером формат делает издания заметными и выразительными. Листовки можно сделать несколько шире стандартных размеров, они будут выделяться среди других бумаг. Разрабатываете толстый каталог? Сделайте его квадратным с широкими внутренними полями, тогда блок будет легко листаться, а полезная информация не окажется у корешка. Настенный календарь — круглый! Точно привлечёт внимание. Разумеется, использование нестандартных форматов удорожит производство: понадобится создать новый штамп или бумаги многовато уйдёт в отходы. Но эффективность рекламы или просветительского проекта значительно увеличится по сравнению с заезженными вариантами.
Что такое «формат»?
Согласно принятой в издательском деле и полиграфии терминологии, формат издания — это размеры страницы готового издания. Он обозначается в долях листа или в сантиметрах и миллиметрах. Доля листа — это часть печатного листа, которую составляет страница издания по отношению к формату стандартного листа бумаги. Формат издания в этом случае записывается в виде дроби: в числителе находятся размеры бумажного листа, а в знаменателе — доля. То есть 60х90/8 означает, что на одной стороне бумажного листа размером 60х90 см помещается 8 полос издания. Если формат указывается в сантиметрах или миллиметрах, то берётся ширина и высота готового издания, то есть после обрезки. Чаще производят трёхстороннюю обрезку блока листов — так удаётся избавиться от технологических меток и фальцев (сгибов). Для книг в переплётной крышке форматом готового издания считается размер страницы книжного блока после обрезки, а не размер переплётной крышки.
В работе с форматами, как и во всём, нужно чувство меры. Любой макет создаётся, исходя из целей, задач, смыслов издания и удобства использования. Визитка больших размеров не влезет в визитницу и потеряется, а техническая инструкция может не поместиться в папку. Что сделает изделие не только выразительным, но и эргономичным? Существуют «три кита», базовых правила разработки макетов:
- относительная экономичность использования бумаги;
- выбор технологии производства;
- визуальное восприятие изделия.
Перечисленные пункты тесно взаимосвязаны. Печать на широкоформатной машине требует дорогостоящего оборудования. Печать на малоформатной машине при больших тиражах (более 5000 экз.) стоит значительно дешевле. Цена печати складывается из стоимости приладки (подготовка печатной машины), стоимости тиражирования (количества листопрогонов), допечатной подготовки, послепечатной обработки, стоимости расходных материалов, например, бумаги. При длинных тиражах (десятки тысяч экземпляров изделия) могут не учитывать стоимость приладки. Чтобы оценить финансовые затраты, необходимо сложить стоимость приладки и тиража, умноженных на стоимость листопрогона, а чтобы получить цену одного экземпляра, нужно разделить полученную сумму на тираж. В итоге получается, что печатать малые тиражи невыгодно, поскольку цена приладки оказывается дороже самой печати. Частично проблему решает цифровая печать.
Формат как смысловой параметр
Формат в типографии является физической характеристикой издания — размером и геометрической формой. Но термин «формат» в литературе означает способ внутренней организации издания (сайта, приложения, журнала, книги и т.п.), построения структуры информации, структуры данных и т. п. Издания могут быть разных форматов: электронных и печатных, сложно структурированных и простых. Сайт — это сложный, многоуровневый формат, содержащий рубрикаторы, блоки статей, словарные материалы, алфавитные указатели, структуру личного кабинета с заголовками, подсказками, пагинаторами, товарные разделы со своей сложной структурой, встроенной однако в общий визуальный и вербальный стиль издания. Журнал — другой формат издания, содержащий оглавление, рубрикаторы, тематические разделы, отклики, отзывы, письма читателей, вопросы и ответы. Бизнес-книга — третий формат издания, содержащий главы, цитаты, врезки, инструкции, пояснения, деловой опыт, примеры проектов. Газеты, одностраничники, сайты-визитки, листовки, буклеты, плакаты, упаковки, игровые и просветительские мобильные приложения — всё это различные форматы изданий, несущих конкретное базовое сообщение, идею, определённым образом структурированные. При проработке семантической структуры текста учитываются все уровни: от фонетики до синтаксиса. Вербальные структуры в любом издании должны выражаться в том числе графически: в типографике, линиях, формах, цветовой гамме, узорных ритмах. Если графический стиль не совпадает с текстовым (вербальным), то проект провалится. О том, как создавать рекламные издания, которые становятся просветительским каналом и открывают людям ценные знания, а также как выражены важные ценности в работах фабрики Абрикосовых, изделиях Карла Фаберже и рекламе Рене Магритта — читайте в статье Цена или ценность?
Штамп коробочки для ёлочного шара. Разработка нового штампа в типографии оценивается отдельно.
Чтобы выпускать печатную продукцию в широком форматном диапазоне, были введены ГОСТы. Они возникли не на пустом месте, но разрабатывались с учётом размеров производимой в СССР бумаги и печатного оборудования. Хотя формально ГОСТы никто не отменял, сегодня мы можем воплощать самые дерзкие фантазии, в том числе в цифровой печати использовать стандартные офисные, но совсем нестандартные типографские форматы, как А4, А5, А6.
Стандартные типографские форматы изделий | ||
---|---|---|
Формат | Для книжной продукции | Для журнальной продукции |
Большой | 60х90/8 84x108/16 |
70x108/8; 60x90/8 60x84/8 84x108/16; 70x108/16 |
Средний | 70x100/16; 70x90/16 60x90/16; 60x84/16 84x108/32 |
70x100/16; 60x90/16 84x108/32; 70x108/32 |
Малый | 70x100/32; 75x90/32 70x90/32; 80x84/32 |
— — — — |
Раскладка (спуск) полос формата 240х170 мм на печатном листе 700х500 мм (восьмая доля), получается 16 полос.
Раскладка (спуск) полос формата 240х170 мм на печатном листе 1000х700 мм (шестнадцатая доля), получается 32 полосы.
Раскладка (спуск) полос формата 240х170 мм на печатном листе 900х600 мм (восьмая доля), получается 16 полос, но обрезные отходы очень велики, что делает печать нецелесообразно дорогой. Для печатного листа 90х60 см выгоднее формат 280х210 мм, который показан в конце статьи.
Разрабатывая формат издания, необходимо учесть: задачи использования, художественную выразительность, особенности обложки, припуски на фальцовку и обрезку, способ скрепления.
Нужна ли обрезка?
Обрезка нужна для придания изданию законченного вида. Печатную продукцию можно разделить на 4 группы:
- необрезные издания — газеты;
- обрезные после печати с трёх сторон — журналы, брошюры, каталоги, буклеты, книги;
- обрезаемые до печати с двух сторон, а после — ещё с одной стороны, используется для брошюр, выполненных на особых видах брошюровочного оборудования;
- обрезаемые со всех четырёх сторон — листовки, визитки, плакаты.
Полоса любого издания, помимо текста и дизайна, содержит шкалу контроля печати, кресты для контроля совмещения, обрезные метки. Технологические метки помогают качественно отпечатать издание и после должны быть обрезаны.
Б л о к и з д а н и я — внутренняя часть книги, журнала, брошюры без обложки или переплётной крышки.
К л а п а н — край бумажного листа для захвата при транспортировании в печатной машине.
Л и с т о п р о г о н — однократный прогон бумажного листа через печатную машину. Если машина 2-хкрасочная, то для полноцветной печати понадобится два прогона, но чаще используют 4-хкрасочные машины.
Ч у ж а я о б л о ж к а — покрытие издания, которое печатается отдельно на более плотной бумаге и с применением послепечатной обработки, в отличие от своей обложки, которая печатается вместе с блоком на одном печатном листе.
П е ч а т н ы й л и с т — бумажный лист стандартного типографского формата (то есть не А4, А5 и пр.), запечатанный с одной стороны, или половина листа стандартного типографского формата, запечатанного с двух сторон. Печатный лист формата 60х90/8 содержит 8 полос, а печатный лист этого же формата, запечатанный с двух сторон, содержит 16 полос. Количество полос всегда кратно 4, то есть две страницы разворота с одной стороны листа и 2 страницы разворота с другой стороны листа. Если сделать дизайн на разворот, т.е.на 2 страницы, то сзади окажутся 2 пустые белые страницы, но сумма всё равно 4 страницы: с одной стороны 2 цветные и сзади листа 2 пустые страницы/полосы.
С п у с к п о л о с — расположение полос издания в таком порядке, чтобы после печатания и фальцовки (сгиба листа для получения страниц разворотов) получалась тетрадь с правильной последовательностью страниц. Помимо раскладки страниц на спуске располагаются технологические метки.
С к р е п л е н и е — брошюровка, соединение листов по сгибу (фальцу) с применением скрепок, навивки на пружину, шитья листов, крепления КБС.
К о м п о з и ц и я. Плакат выстроен строго по модульной сетке. Три опорные точки составляют треугольник на листе: большая фигура, маленькая фигура и логотип. Маленькая фигура расположена по золотому сечению и выдвинута чуть вперёд, так что её нельзя не заметить, несмотря на размер. Половина динозавра является крупным акцентом, тогда как маленький динозавр в виде крестика работает на контрасте.
И н т р и г а. При первом взгляде вызывает недоумение то, что динозавра только половина. Зритель останавливается в недоумении: плакат огромного формата, где же другая половина? Всматривается, пытаясь разгадать загадку, лишь потом читает лозунг. И эврика! Необъятное пространство плаката, необъятное количество кубиков лего, необъятное воображение... Необъятные миры воображения столь огромны, что даже формат плаката не может вместить масштабы творчества.
Л о з у н г. For every size of imagination. Лозунг определяет целевую аудиторию таким образом, что каждому клиенту делается комплимент: для воображения любого масштаба (перевод лозунга с английского). Смысл лозунга в том, что огромное воображение, как и маленького масштаба, всё равно создают фигурку динозавра — клиент в любом случае молодец. Присутствует коннотация свободы: можешь создать хоть гиганта, хоть лилипута — всё в руках твоей фантазии. Ощущение свободы передано не только в тексте лозунга, но и в уходящем в бесконечность серо-белом пространстве, что подкреплено хвостом динозавра, который, как путь воображения, уходит вдаль. Очень важно, что пространство необъятное, как само воображение. И тут играет основную роль именно формат. Также важны крылья — полёт фантазии. Из прямоугольников лего можно выдумать и создать любого персонажа или предмет, то есть создать любой мир и его героев, — фантастический мир ничем не ограничен, поэтому большой динозавр выходит за обрезные пределы формата, ведь пределов нет! Текст полностью продублирован в языке изображения, вербальный уровень выражен в композиции, формате, масштабах, ритме пустых пространств. Неразрывное слияние текста и изображения — это единственно возможный вариант успешного дизайна.
Ц в е т. Зелёный и коричневый — цвета природы, естественности, планеты Земля, первобытного мира динозавров, который развился в цивилизацию благодаря воображению.
Формат как средство выразительности влияет на эмоциональное восприятие издания. Нестандартный формат создаёт эффект новизны, пробуждая любопытство.
Брошюра на 32 полосы (кратно 4). Формат выбран 280х210 мм для удобного расположения в руках, папках, сумках. Представлены развороты издания. Стандартный типографский формат 240х170 слишком мелкий и вытянутый, а офисный формат А4 слишком громоздкий. Выбранный формат укладывается в стандарт 60x90/8, остаётся достаточный запас на технологические метки, фальцовку, при этом обрезные отходы минимальны.
И с т о ч н и к и:
Иоханнес Иттен. Искусство формы.
Пропедевтика. Основы композиции.
Люсьен Робертс, Джулия Трифт. Дизайнер и сетка.
Смотрите портфолио дизайнера и авторские элементы для графического творчества.
Круглый календарь в виде веера с трёхмерной вырубкой и сменным блоком.