Представляем подборку открытых писем 1941-45 годов, которые так помогли многим людям не терять веру и при возможности давать весточку о себе.
5 июля 1942 года Постановлением Военного совета Ленинградского фронта решено в г. Ленинграде (ранее Петрограде в честь апостола Петра) сохранить «необходимый минимум самодеятельного населения», в который входили служащие военной, топливно-энергетической промышленности, транспорта, предприятий питания, а также работники культурно-просветительных учреждений, в т.ч. типографий и издательств. За 900 дней блокады в Ленинграде издали свыше 800 сюжетов открыток тиражом от 2 000 до 200 000 экз. в технике автолитографии, цветной автотипии и хромолитографии. Издательская деятельность многим помогла выжить.
Иллюстрировались открытки на разные темы: фронтовые рисунки, кадры из фильмов «Суворов», «Маскарад» и др., тиражировали работы выдающихся русских художников Серова, Репина, Сурикова, Левитана и др., виды довоенных русских городов и пригородов, памятники архитектуры, вселяющие надежду фото и рисунки жизни блокадного Ленинграда. Открытки дарили людям надежду, понимание ценности и красоты русского мира, русской культуры, демонстрировали большие и малые победы и поднимали бойцовский дух.
В 1941-1945 гг. при дефиците бумаги невозможно было писать длинные письма в конвертах. Поэтому открытка стала особенно востребована, ведь в разлуке оказались миллионы семей. Открытка несла весточку о жизни близких, укрепляла волю, дарила душевное тепло. Художники рождали образы доброты, веры в победу, дарили чувство единства и родства людей. При этом сами ленинградские художники находились в невыносимых условиях. Голод, постоянные авиаудары, грохот обстрелов, страх. Но творчество им давало надежду и стремление жить из последних сил. Художники продолжали делать своё дело до самого конца. Создание осмысленных образов было «ниточкой» надежды.
В Доме художников в Санкт-Петербурге висит мраморная доска с именами погибших от голода и бомбёжек во Вторую мировую войну, тех людей, которые своим изобразительным словом дарили надежду. Это более 150 художников.
Художник Николай Андреевич Тырса погиб от голода. Его эвакуировали из Ленинграда в 1942 году, но он умер, не доехав до Вологды. Н. А. Тырса является одним из создателей ленинградской школы книжной графики.
Слева: г. Ленинград, Изд-во «Искусство», 1944 г. Открытка «Отражение врага».
Художник Тырса Н. А. Справа и внизу: г. Ленинград, Изд. «Искусство», 1943 г.
Тираж 25000. Ленинградцы на огородах. Художник Фитингоф Г. П.
Слева: г. Ленинград, «Обстрел Кончился», Изд. «Искусство», 1944 г. Худ. Мочалов С.
Справа: г. Ленинград, «Ранним утром», Изд. «Искусство», 1944 г. Худ. Будогосский Э.
В военное время в стране были большие трудности с бумагой. Открытки печатали на плохой бумаге, использовали подручные средства. Значение этого труда трудно переоценить. В условиях блокадной зимы 1941-42 гг. важно было, чтобы послание на открытке приободряло и не показывало всех натуралистичных ужасов происходящего. Город жил и боролся. Работали театры, музыкальные школы, даже немного издавались книги. Больше печатали ободряющие плакаты и , конечно, открытки, на которых часто изображался любимый город культуры и красоты в мирное время.
г. Ленинград, Михайловский садик, 1941 г. Тираж 2000 экз.
г. Ленинград, Невский проспект, 1943 г. Изд. «Ленфотохудожник». Фото Л. Зиверт
Надпись на одной из открыток: «Милый, родной Костик. Пишу в убежище во время артиллерийского обстрела. Снаряды свистят. Мы победим. Мы всё равно и скоро увидимся. Береги эту открытку. Это он, наш город».
Из записок заслуженного деятеля искусств художника А. П. Остроумовой-Лебедевой: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертёжную доску, на неё поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Окружающие тяжёлые события, мои страдания были полным контрастом той счастливой полосе моей жизни, которую я в то время описывала и которая так давно была мною пережита. Я очень счастлива, что родилась в Петербурге, и что вся моя жизнь прошла в нём. Продолжаю писать мои "Автобиографические записки". Сейчас мне это тяжело даётся. Всех волнует один и тот же вопрос: “Уезжать ли?”. Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на всё страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю своё состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы». Анна Петровна всю блокаду была в Петербурге, не покинула родной город. Она выжила.
Рисунки Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, 1942-1943 год. Мирный Петербург.
Нарисовано в период блокады.
Создавали и агитационные открытки с изображением победы над врагом. Популярным был лозунг «Смерть немецким оккупантам». Но особенно ценными в культурном и историческом отношении были открытки с портретами и именами великих русских полководцев царской России.
г. Ленинград, Изд. фаб-ка им. Дунаева, Л. VI-43 г. Художник Смирнов В. И.
До 1938 года светский праздник Нового года был запрещён вместе с праздником Рождества, т.к. в народном сознании до трагических 1920-х годов эти праздники были связаны: Рождество отмечали как сакральный день изменения вектора развития мироздания, воплощения Логоса, а Новый год был светским продолжением Рождества с целью оказать честь покровителям и благодетелям, наладить социальные и иные выгодные связи. Даже по произведениям художественной русской литературы видно, что в дореволюционной России эти праздники были связаны, но светские цели никогда не смешивались с искренним пониманием важности вселенского события Рождества. Советская власть запретила отмечать факт изменения вектора и структуры мироздания, факт «воссияния миру разума», то есть Рождество, а заодно под запрет попал и светский Новый год.
Подробнее: Рождественская ёлка и иные сладости
В 1938 году с целью вернуть в народное сознание какие-то всеобщие государственные праздники, но уже под новым коммунистическим и социалистическим соусом, разрешили празднование Нового года. Древо жизни, то есть рождественская ёлка теперь украшалась не глубокими по содержанию библейскими символами полноты Царствия Божия, райского изобилия, а советской ложной атрибутикой. В 1941 году появилась вновь новогодняя открытка, где художники могли писать образы семейного уюта, детей, жён и матерей, подбадривающих отцов, то есть транслировать рождественские смыслы, но под видом новогодних. До этого рождественские открытки не выпускали более 10 лет, начиная с 1918 года. На открытках вновь стали изображать то, ради чего жили и сражались солдаты — это были рождественские символы семейного счастья (отсылка к смыслу изображений святого семейства в вертепе, где родился Христос), верности, любви, уюта, сияния разума, но теперь такие изображения были приправлены новой советской идеологией, рисовались уже новые лица с новыми, зачастую совсем не благоговейными, эмоциями уверенности в собственных силах, веры в прорыв, гордости за победы социализма и пр. Власть на эту сомнительную уступку, а по сути на профанацию Рождества, пошла потому, что солдаты на фронте и люди в блокадном Ленинграде в тяжёлых условиях могли надеяться только на Божью милость, продолжали молиться и верить. Атеистическое государство не могло искоренить веру, но и не могло допустить её явного проявления, поэтому учредило официально празднование Нового года.
Советский вариант псевдорождества с угадываемыми смыслами любви, семьи.
Под видом Нового года иногда транслировали и явно рождественские смыслы, как на открытке слева, где есть вся рождественская символика, но вместо иконы вертепа с Вифлеемской звездой показан портрет бойца (мужа и отца или брата, или старшего сына), но и портрет человека как образа Божия здесь в контексте именно этой открытки воспринимается как икона.
Важно отчётливо понимать, что победу во Второй мировой или в третьей Отечественной войне одержало ни в коем случае не советское государство, не лживая идеология, но искренняя и верующая русская душа, доброта и взаимоподдержка русских людей, смелость и жертвенность, все те качества, которые до конца советской системе так и не удалось искоренить в русском народе.
Блокада Ленинграда прорвана 18 января 1943 г., но не снята. Через год 27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобождён. Люди писали друг другу на открытках о победе. Из дневника Остроумовой-Лебедевой: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда — орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была тёмная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей…».
О безоговорочной капитуляции Германии было объявлено 9 мая 1945 г. Что очень важно! Потому что показывает, как важно физическое время. Даты, календарь нельзя профанировать. Например, женский день отмечается 7 апреля именно потому, что женщина вынашивает 9 месяцев, а Рождество у нас 7 января, то есть ровно через 9 месяцев. В 1945 году 9 мая пришлось на Пасхальную седмицу, к тому же Пасха (6 мая 1945 г.) совпала с днём Георгия Победоносца, который сражается с мировым злом за Православную Русь. Этот факт явно указывает на победу именно русского народа, русской веры и русской души, а никак не идеологической советской лжи. Люди сражались и всё терпели за свою родную землю и любимых, а не за безбожную идеологию.
г. Ленинград. Салют. 1944 г. Худ. Алексей Пахомов.
Открытки часто были единственной связью родных людей. Использовались
и дореволюционные запасы.
В первый же 1941 год войны культурная жизнь Петербурга была активизирована, а на спасение русского наследия были брошены колоссальные усилия. Ещё в царской России была сильно развита химическая промышленность и образование в области химии. Вспомним хотя бы гения Д. И. Менделеева. Царского опыта химиков хватило и на Вторую мировую войну. Химики разработали специальную недешифруемую краску для маскировки важных объектов, а ботаники — уникальный способ консервирования сорванных растений, чтобы вплетённая в маскировочную сетку зелень долго оставалась живой. Люди строили из фанеры и дерева комплексы, имитирующие жилые дома, чтобы дезориентировать немецких налётчиков. После победы весной 1945 года город стали убирать: снимали укрепления из фанеры и дерева, маскировочные сетки, защищавшие памятники культуры от воздушных бомбардировок и осколков. Взору предстали сохранённые усилиями людей памятник Петру Великому, Петропавловский и Исаакиевский соборы, грандиозный Морской Собор, построенный при Николае II. Наконец появился из-под серого чехла шпиль Главного адмиралтейства с фигурой кораблика. Виды культурной столицы, сохранявшиеся в памяти и на открытках, оживали в реальности. Без сомнения, в блокаду люди выживали благодаря тому, что в них сохранялась высочайшая духовность и православная вера.
Скульптуру Петра Великого, известную как Медный всадник, освобождают
от маскировки.
И с т о ч н и к и:
Эхо войны. Как маскировали Ленинград
Российская национальная библиотека
Открытка. Блокадный Ленинград, Огороды на Исаакиевской площади.
Изд. «Искусство», 1943 г. Худ. Рубанчик Я.