Чем звук речи отличается от бессмысленных звуков? Какие бывают классификации звуков речи? Чем отличается универсальная классификация от фонетической системы конкретного языка? В универсальной классификации могут быть представлены либо все теоретически возможные звуки (такова классификация Л.В. Щербы), либо вся совокупность звукотипов, которые обнаружены в различных языках мира и хотя бы в одном из языков входят в смыслоразличительную оппозицию (такова классификация в Международной фонетической таблице — International Phonetic Alfabet (IPА).
В современной лингвистике происходит смена структурного подхода системно-функциональным, основной задачей которого является изучение использования языка человеком в процессе общения (с собой, миром, Богом и т.д.). В функциональной лингвистике язык понимается как особый природный, естественный механизм, который используется для связывания двух внеязыковых сущностей: коммуникативного намерения говорящего и звукового сигнала. Условно — это модель «смысл → звучание», где «→» и есть язык.
Фонема — это абстрактная единица языка, а звук — её конкретная реализация в речи. Как осуществляется переход от абстрактных языковых единиц (фонем) к конкретным звукам, рассказали в статье Артикуляционный аппарат. Фонемы, минимальные единицы речи, не обладают значением, то есть не являются знаками (в отличие от слов и морфем), а лишь составляют знаковые единицы языка. Фонемы условно дискретны, то есть отделены друг от друга по ряду признаков: глухость/звонкость, твердость/мягкость, место и способ образования согласного и т.д. Основная функция фонем заключается в различении значимых единиц, т.е. морфем и слов.
Существует Международная таблица фонем, где, подобно таблице химических элементов, в соответствии с признаками элементов-фонем, они распределены каждая в своей ячейке. В любом национальном языке используется небольшой набор таких элементов-фонем (в среднем 25-50), то есть нет языка, где бы использовалась вся международная таблица фонем, что формирует из всего имеющегося в природе набора фонем отдельные частные синхронные фонетические системы каждого национального языка, как например Фонетическая система современного русского языка. Хотя набор элементов фонетической системы отдельного языка не включает всю таблицу, всё равно с его помощью можно строить и различать практически бесконечное количество разных знаков — морфем и слов.
Фонетические описания делят на:
- • универсальные (как международная таблица фонем) и частные (на базе конкретных языков),
- • а также на синхронные (состояние фонетической системы в определённый момент времени) и диахронические (исследующие историю фонетических изменений, таких явлений, как падение редуцированных, полногласие, изменение согласных и пр.).
Фонетическая система современного русского языка — это частное синхронное описание звуков русского языка в настойщий период, без учета более древних состояний.
Звуковая сторона речи чрезвычайно сложна: субстанциональная фонетика включает артикуляционный (изучает речевой аппарат), перцептивный (изучает слуховое восприятие), акустический (изучает физику звука) разделы; следующий уровень собственно языковой — фонология, которая изучает функции звуковых средств языка (звук, звукотип, фонема, ударный слог, синтагма и др.) в связи с формированием значащих языковых единиц, то есть как из фонем формируются морфемы, далее из морфем — слова (лексемы).
Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на: • фонетические единицы, • фонетические признаки (свойства), • фонетические правила. Фонетические единицы делятся на сегментные и суперсегментные (или просодические).
В высказывании, или тексте, можно выделить три масштабных уровня — 1) семантический (смысловой), 2) грамматический (чтобы смысл был правильно сформирован и понят каждым) и 3) фонетический. Семантический уровень связан с духовной сферой человека, а фонетический — с физиологией, телом, моторно-слуховыми способностями и физикой звука. Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону речи.
Речь — это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму. Обычно под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые высказывания, произведения, фиксируемые памятью или письмом). Противопоставление язык/речь ввёл в лингвистику швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр. Хотя язык проявляется в речи, он может существовать и вне её — так, человек, утративший дар речи, продолжает владеть языком. В широком смысле в понятие «речь» включается и внутренняя речь, то есть мышление при помощи языка. Дело в том, что язык — не только средство передачи мысли, но и средство её формирования, средство самоосмысления, саморефлексии. В сознании человека всегда существует два способа мышления: при помощи наглядно-чувственных образов (невербальное мышление, оно сильно развито у художников); при помощи языка (вербальное мышление), когда мысль существует в виде внутренней речи и формируется при помощи слов. Речь состоит из речевых актов, каждый из которых включает в себя формирование сообщения (смысла, куда входят понятия «локутив», «иллокутив», «перлокутив»), говорение (с помощью упорядоченного потока звуков/фонем или письма), слуховое восприятие и понимание сообщения.
Функции фонетического компонента языка состоят в
- • звуковом кодировании текста при синтезе (говорении) и
- • декодировании его при анализе (восприятии).
Этапы речевого акта: формирование правильного, тактичного сообщения «Её муж тоже так считает» (кодирование), говорение, слуховое восприятие, понимание смысла сообщения (декодирование). Говорящий не использует императив, повелительное наклонение, но иллокутивный акт содержит запрет на ухаживание.
Система транскрипции должна быть своего рода метаязыком фонетики, чтобы использоваться для любого языка мира. Попыткой создания такого метаязыка фонетики явилась разработка универсальных унифицированных систем транскрипции на базе латинского алфавита, первой из которых была транскрипция Международной фонетической ассоциации (МФА) — International Phonetic Alfabet (IPА), принятая в 1925 г. На базе этой транскрипции была создана транскрипционная система Л.В. Щербы (1936). Система IPA впоследствии неоднократно пересматривалась и уточнялась в процессе её практического употребления. Результат последнего её пересмотра — транскрипция 2005 г.