Наши младшие друзья искренно стараются понять нас и выразить свою любовь. Животные, от слонов до попугаев, выучиваются имитировать звуки человеческой речи. Но могут ли они понимать смысл того, что произнесли? Что животные хотят нам сказать?
Эмпирические наблюдения учёных привели к выводу, что в тесном общении с человеком некоторые животные будто бы выучиваются «говорить». Чтобы проверить эти наблюдения, в ряде стран ведутся различные исследования. Так, Адриано Ламейра (Adriano R. Lameira) в 2010 году установил свою видеокамеру в одном из корпусов Кёльнского зоопарка для наблюдений за орангутангом Тильдой. В ходе исследования выяснилось, что орангутан Тильда может издавать свист, похожий на человеческий, также она хлопала в ладоши, причмокивала губами, могла издавать глубокий гортанный звук пониженной тональности, похожий на то, как говорит человек, вдохнувший элегаз. Исследователь был удивлён: «Эти звуки и способы артикуляции не совпадают с тем, что мы знали до сих пор об орангутангах, живущих в дикой природе. Похоже, обезьяна имитирует человеческую речь».
Учёные из команды Адриано Ламейры показали, что ритм произношения орангутана Тильды соответствует скорости и ритму речи человека. Более того, животное соединяет гласные с согласными звуками по такому же принципу, как люди выстраивают звуки в слоги. Почему Тильда оказалась такой способной? Она родилась в 1965 году, и её в очень раннем возрасте привезли с острова Калимантан. Обезьяна была оторвана от своих диких сородичей, выросла в непосредственном тесном общении с человеком. За 45 лет в жизни Тильды не было иных образцов поведения, поэтому она имитирует человеческие способы общения.
Диаграммы результатов исследования «речи» орангутанга Тильды.
Орангутан Тильда не единственное животное, способное имитировать человеческую речь. Отлично с этой задачей справляются слоны и белухи, не говоря уже о попугаях. Кажется, что все эти животные способны преодолеть барьеры общения, разделяющие их с нами, людьми. И общение делает животных такими дружелюбными и искренними! Всё же имитация речи у орангутанга Тильды не так хороша, как, например, у серых попугаев. От чего же зависят речевые способности у разных видов животных? Могут ли наши меньшие друзья на самом деле говорить? Ведь речь — это не только произношение звуков, но, самое главное, понимание смысла. В какой степени животным доступен смысл? Быть может, они понимают лишь экспрессивный оттенок речи?
Бесспорным чемпионом по подражанию человеческой речи был серый попугай по имени Алекс. Жако, или серый попугай (Psittacus erithacus), — один из наиболее популярных видов говорящих попугаев, обитающих в Африке. Хозяйка Алекса, учёный-когнитивист Айрин Пепперберг из Гарвардского университета (США), научила своего попугая более 150 английским словам. Алекс быстро учился и мог довольно внятно повторять новые слова. Поражает то, что он понимал смысл сказанного! Он мог произнести на английском как короткую фразу «I love you» («Я тебя люблю»), так и длинный, содержательный текст: «Goodbye. I'm going to have dinner. See you tomorrow» («До свидания. Я иду ужинать. Увидимся завтра»). Когда Алексу показывали предмет и спрашивали о его форме, цвете или материале, он давал верные ответы. Он точно говорил, что у кукурузы зёрна жёлтого цвета, умел считать до шести и даже знал такую абстрактную категорию как «ноль», то есть отсутствие. Чтобы выяснить, понимает ли попугай абстрактное понятие нуля, Айрин Пепперберг задавала Алексу вопросы о цветных кубиках: «Какого цвета три?» Однажды она получила ответ: «Пять». Она решила, что её жако просто устал. Обычно после 10-15 занятий он или просил еду, или игрушку, или отвечал невпопад, чтобы от него отвязались. В этот раз Айрин Пепперберг спросила: «Ну ладно, умник, а какого цвета пять?» Попугай ответил: «None» (Ноль). Айрин провела множество экспериментов с вопросами о количестве предметов, попугай всегда отвечал верно «None», когда предмет отсутствовал. Когда попугай Алекс скончался в 2007 году в возрасте 31 года, фанаты со всего мира скорбели. Последними словами Алекса были: «You be good. See you tomorrow. I love you» («Будь хорошей. Увидимся завтра. Я люблю тебя»).
Видеорепортаж об умном попугае Алексе.
Почему попугаи вроде Алекса так легко и внятно могут произносить слова? Благодаря своим голосовым связкам жако могут сочетать долгие и краткие гласные, имитировать другие звуки, похожие на согласные. Артикуляционный аппарат попугаев этого вида включает развитую, мелкую мускулатуру и толстый, но гибкий язычок, что позволяет продуцировать множество звуковых оттенков.
Другие животные обладают другими возможностями артикуляции в силу их биологических особенностей. Например, в 2012 году были описаны речевые способности белухи Нок, которая жила в аквариуме Ванкувера (Канада). Белуху выловили в раннем возрасте, и всю свою жизнь она была в неволе в тесном общении с человеком. Она научилась раздувать свои носовые полости таким способом, чтобы имитировать звуки человеческой речи.
Белуха Нок общается.
В 2012 году учёными Венского университета были описаны результаты исследований слона Кошика, который тоже умеет «говорить» по-человечески, используя свои биологические возможности артикуляции. Слон Кошик умеет «произносить» несколько слов корейского языка с помощью хобота. Он кладёт кончик хобота в рот и производит определённые гласные и согласные звуки. Более того, учёные Венского университета утверждают, что слон Кошик в точности повторяет тон и тембр голоса своих тренеров. Это поразительно, учитывая, что речевой аппарат слонов анатомически очень сильно отличается от человеческого: рот у слонов больше и вместо губ — хобот.
Диаграммы результатов исследования «речи» слона Кошика.
Несмотря на разные способы артикуляции в приведённых примерах, всех этих животных объединяет то, что они длительное время много раз слышат и таким образом заучивают звуки, а потом их воспроизводят. Однако, в отличие от слона Кошика, орангутана Тильды, белухи Нок и попугая Алекса, подавляющее большинство животных могут производить лишь те звуки, которые заданы биологически. У разных животных разные «речевые» возможности. Люди же могут выучить и произнести бесконечное количество звуков без особых ограничений. Белухи и дельфины могут выучить и произнести за всю свою жизнь лишь пару сотен новых звуков. Некоторые попугаи и певчие птицы учатся наиболее плодотворно, имитируя множество звуков, которые слышат от людей, окружающих их объектов и животных. Например, птица-лира способна имитировать звуки поворота видеокамеры, фотоаппарата и даже бензопилы. Серые попугаи могут выучить и повторить более 1000 звуков. А вот зяблики за свою жизнь «поют» всего лишь несколько (менее 10) одинаковых наборов звуков. Большинство животных «произносят» лишь природой заданные звуки в рамках своего биологического вида. Коровы только мычат, собаки только лают, голуби только воркуют. Эти животные не способны выучить новые звуки.
Что же происходит в мозге тех животных, которые умеют выучивать и произносить новые звуки? Каковы способности их мышления?
За наши речевые способности отвечает определённая зона переднего головного мозга, которая контролирует речевой аппарат (связки и мышцы) и позволяет производить звуки. У каких-то животных эта зона достаточно развита, а у других — нет. Так, у птиц мозг устроен иначе, чем у млекопитающих. Учёные в XX веке были уверены, что мозг птиц просто примитивнее. Но в 2004 году учёный Эрик Джарвиш (Erich Jarvis) начал своё сравнительное исследование речевых зон в переднем головном мозге у людей и попугаев. Именно эти зоны и нейронные связи между ними позволяют учить новые звуки и контролировать голосовые связки и мышцы для воспроизведения выученных звуков. У большинства животных нет в мозге взаимосвязей между нужными зонами, поэтому они могут повторять лишь генетически заданные звуки. В 2014 году Эрик Джарвиш со своими коллегами описал, как определённые гены у разных видов животных включают и выключают нужные зоны мозга. Более 50 генов показали очень сходные паттерны (узоры-схемы) активностей в речевых зонах головного мозга у нескольких групп млекопитающих: людей, попугаев, певчих птиц, колибри. Выходит, что люди используют те же гены для болтовни, что и птицы для своего чириканья (кстати, этот научный факт использован для идеи бренда Twitter — чирикание, болтовня). Шимпанзе и куры, как утверждает Джарвиш, не могут активировать эти гены. Странно, что шимпанзе, будучи вроде бы нашими сородичами, т.к. их мозг сильно похож на человеческий, тем не менее, не могут вслух воспроизводить человеческую речь, в отличие от попугаев. Однако не только мозг, но прежде всего артикуляционный аппарат шимпанзе слишком сильно отличается от человеческого. У шимпанзе иная система мышц и связок, имеются мешающие дифференциации звуков горловые мешки. Но почему же слон Кошик смог «говорить» хоботом!?
У разных животных разные «речевые» возможности.
Подавляющее большинство животных могут повторять
лишь биологически заданные звуки.
Если мы выведем список видов, которые могут научиться произносить новые звуки, то увидим, что эти животные довольно далеко стоят друг от друга на эволюционном дереве. Пять групп млекопитающих могут «говорить»: люди, летучие мыши, слоны, тюлени, китообразные (дельфины и белухи). И три группы птиц — попугаи, певчие птицы и колибри — тоже могут выучить множество разнообразных звуков. Способность распознавать, изучать и воспроизводить звуки, похоже, эволюционно развивалась у разных видов по-своему, независимо от общих предков. От чего же зависит речевое развитие?
Слон Кошик общается со своим тренером.
Общение — это желание единства! Очевидно, стремление любить заложено в живых существ самой природой. Все «говорящие» животные принадлежат к биологическим классам с высочайшим уровнем социальной организации. При жизни в неволе такие животные реализуют свою социальную потребность в тесном общении с людьми. Социально высокоорганизованные виды животных нуждаются в общении, близости с сородичами так же остро, как в пище. В неволе они одиноки, поэтому, чтобы удовлетворить свою социальную потребность, они выучивают человеческие способы общения. Таким образом, люди становятся их соплеменниками, их новой семьей, ведь из природной семьи их забрали в раннем возрасте. Эти животные копируют звуки, подражая членам «своей» новой семьи. Так считают учёные Венского университета, исследовавшие слона Кошика.
Эту версию подтверждает и поведение белухи по имени Нак. Её тренер Такаи Мураяма (Tsukasa Murayama) из университета Токай в Канагава, Япония, говорит, что Нак может имитировать рудиментарные японские звуки, включая слабое придыхание и другие базовые звуковые оттенки. Такаи Мураяма думает, что таким способом белуха играет с нами: «Нак просто хочет играть, она не получает за «разговоры» какой-либо награды, например, в виде еды». То есть, у Нак нет иной мотивации, кроме собственного желания пообщаться.
В дикой природе умение уловить, выучить и воспроизвести новые звуки выполняет социальную функцию взаимосвязи внутри определённой группы животных (стада, стаи). Айрин Пепперберг говорит, что если животное сменит стаю/стадо, то оно сможет наладить контакт с новой группой именно благодаря высокой степени обучаемости. К тому же способности к общению помогают животным быть весьма успешными в сексуальных отношениях для продолжения рода. Эрик Джарвиш считает, что у животных по той же модели, что и у людей, более высокий интеллектуальный уровень привлекает большее внимание противоположного пола: «Я думаю, это те же самые схемы поведения, как у нас, когда юноши и девушки делятся информацией, вступают в споры и дискуссии, чтобы достичь большего социального и семейного успеха».
Животные и люди во многом так похожи! Но наши младшие друзья в близком общении часто лучше нас понимают, чем мы их. Быть может, несмотря на то, что люди достигли в социальной организации небывалых высот, мы всё же остаёмся слишком замкнутыми на самих себе и своих чувствах. У нас зачастую нет такого, как у животных, таланта быть искренно открытыми другим живым существам.
Животные не понимают прямого значения слов, не связывают звук с комплексным понятием действительности, они лишь улавливают тональность, экспрессию, интонацию, тембр, понимают наше настроение. Подражая людям, животные повторяют выученные звуки, имитируют речь, чтобы показать нам своё ответное настроение и отношение — доверие и любовь, — или попросить что-то. Наши младшие друзья искренно стремятся нас понять, почувствовать.
Вы можете научить свою собаку выполнять команды «сидеть» и «принеси газету», но ваш любимец по биологическим причинам не сможет повторить эти слова.
Исследования слона Кошика показали, что когда его опекун говорит корейское слово «nuo», что значит «лежать», то слон ложится. Он связывает данную последовательность звуков с необходимостью лечь. Также слон может сам произнести слово «nuo», но при этом он не ожидает, что его опекун или иной человек обязан лечь. Звуковая форма и значение слова у животных всё-таки остаются разделены. Тем не менее, слон Кошик — уникальное животное. Потому что, например, ваш пёс может понимать команды «сидеть» и «принеси газету», но он не сможет сымитировать эти слова, как бы сильно ни старался от всего своего собачьего сердца, потому что его артикуляционный аппарат не приспособлен для продуцирования человеческих звуков. Зато как верный пёс заливается радостным лаем при каждой вашей встрече!
Милый пёс старается для хозяина.
Знаменитый попугай Алекс является странным, ярким исключением из общего правила: он не только мог довольно внятно произнести множество английских слов, но даже определял объекты, цвета, формы и число объектов. Когда попугая спрашивали, есть ли разница между двумя предметами, он отвечал «Да» или «Нет», и даже указывал, в чём разница. Когда Алекс уставал от эксперимента, он мог заявить: «Wanna go back» («Хочу уйти»), чтобы ему разрешили вернуться в свою клетку. Если его хозяйка демонстрировала недовольство, Алекс говорил: «I’m sorry» («Извини»). Однажды, когда попугаю предложили орех, он попросил: «Хочу банан», затем, немного молча подождав, повторил свою просьбу. Когда ему вместо банана дали орех, он запустил им в свою хозяйку. Во время научно-исследовательской работы с Алексом 86% его ответов были логически верными.
Попугай Алекс демонстрирует понимание значений слов.
После смерти попугая Алекса его хозяйка Айрин Пепперберг начала работу с двумя другими серыми попугаями: 20-тилетним Гриффином и 2-ухлетним Атоном. Пепперберг задавала птицам такие же вопросы, которые мы задаём маленьким детям, когда хотим научить их различать такие концепты, как «больший» и «меньший», «такой же» и «иной», «много», «мало» и конкретное число, «ложь» и «правда» (как в игре «верю — не верю»). Айрин Пепперберг утверждает, что подобное повторение человеческих слов в нужной ситуации даёт птицам полный контроль над своей жизнью. Они могут, используя слова, попросить игрушку, еду или переместиться в пространстве (спрятаться в клетку). Ясно, что «речевые» способности попугаев жако находятся на очень высоком уровне. Ученые не могут объяснить, почему этот вид попугаев может делать то, что совершенно невозможно для других видов животных. Однако важно помнить, что высокого развития живое существо может достичь только при благоприятных условиях, что включает правильную еду, режим питания, сна, игр и отдыха, а также глубокую чувственную взаимную эмпатию с опекуном — животное или птица откликается на сердечный отклик человека.
Умение произнести слова с пониманием их смысла
даёт возможность контролировать свою жизнь.
Очевидно, что способность произнести большое число звуков является основой человеческой речи. Наша человеческая способность продуцировать бесконечное число звуков (фонем) порождает в каждом языке невероятное многообразие слов разной сложности, например, в русском языке от слова «в» до «четырёхсотпятидесятисемимиллиметровый».
Любовь и ответственность за младших друзей.
У учёных осталось ещё много вопросов. Как и когда наша речь эволюционировала? Могли ли на каком-то этапе какие-то из человекоподобных предков говорить? Какими были речевые способности австралопитеков, питекантропов, неандертальцев, кроманьонцев? Почему некоторые животные могут отдалённо имитировать человеческую речь? Насколько точно они способны повторять слова? Очевидно, что все животные чувствуют отношение, интонацию и откликаются с доверием на речь человека. Вспомните уникального льва Сесила из парка «Хванге», который был объектом исследований Оксфордского университета, и так привык к человеческой речи, что, живя в дикой природе, в отличие от других прайдов, выстроил свой прайд так, что его львы никогда не нападали на людей, сам лев Сесил позволял себя гладить и фотографировать. Такое искренное доверие налагает на человека, как на старшего, стопроцентную, полную ответственность за своих искренних, беззащитных, младших друзей. Нам предстоит понять, почему всего лишь некоторые из животных могут в какой-то степени связать звуки со смыслом? Именно эти талантливые животные могут пролить свет на то, как развивалась человеческая речь в процессе эволюции? Какой силой любви или разрушения обладает речь? И, конечно, подобные исследования учат нас лучше слышать животных, откликаться на их любовь, понимать окружающий мир и самих себя.
Задумчивая орангутан Тильда. Зоопарк в Кёльне.