Артикуляционный аппарат / Как возникают звуки речи?

Как возникают звуки речи? Физические тела состоят из различных химических элементов. Слова языка тоже состоят из элементов, но фонетических. Система фонетических элементов строится в зависимости от места и способа образования звуков, то есть производство звуков и их характеристики связаны с артикуляционным аппаратом человека.

Как связаны между собой научные области?

На фотографии к данной статье мы видим, как проходил урок химии в царской России, видим, как выглядят ученики училища конца XIX века, как оборудованы кабинеты, а также в самом центре обнаруживаем знаменитое открытие русского выдающего учёного дореволюционной России — периодическую таблицу химических элементов Д. И. Менделеева. В Российской Империи обучение химии было на высочайшем уровне, в дальнейшем русские химики, выходцы из училищ царской России, кого не расстреляли, продолжали работать в СССР, в том числе в области органической химии. Благодаря химическому составу, созданному выпускниками царских училищ, во вторую мировую войну разрабатывали уникальные способы маскировки социально и культурно значимых объектов. См. подробнее Изобразительное «слово» жизни.

Периодический закон — фундаментальный закон природы, открытый Д. И. Менделеевым в 1869 году. Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса. Периодический закон, как универсальный закон природы, работает на уровне атомной физики и квантовой химии. Но похожим образом в некоторую таблицу выстраиваются и звуковые элементы любого человеческого языка по их акустическим и фонологическим свойствам (силе звука, тембру, тону и пр.), которые зависят от воздушного потока, модуляции воздуха, места и способа образования звука. См. подробнее Таблица фонетических элементов русского языка Свойства химических элементов формируются в оппозиционные группы, например, металлические и неметаллические свойства. Закон оппозиций работает также и в фонетической системе: звуки глухие — звонкие, мягкие — твёрдые, гласные — согласные и т.д. Закон оппозиций в языке открыл русской лингвист князь Николай Сергеевич Трубецкой (основатель науки фонологии). 

Физику звука, звуковую волну изучает акустическая фонетика. Артикуляционная фонетика изучает биологическое строение артикуляционного аппарата человека с точки зрения производства звуков речи. Собственно исключительно к языку, к лингвистике относится только раздел фонологии.

В данной статье рассматриваются вопросы артикуляционной фонетики. Речевой тракт схематично можно представить в виде трубы с тремя пространственными измерениями: Х горизонтальное (место образования звука), У вертикальное и Z поперечное (способы образования звука). Рассмотрим на наглядных схемах артикуляционный аппарат человека, места производства звуков в этом аппарате и способы образования звуков. Собранные данные помогут нам понять, что такое фонема и выстроить все фонетические элементы в общую Международную таблицу фонетических элементов. В каждом отдельном языке народом по разным географическим, климатическим и физиологическим причинам выбираются не все существующие фонетические элементы, а только какие-то из них, таким образом складывается фонетическая система каждого отдельного языка и даже диалекта. (Подобно тому, как то или иное вещество включает в себя не всю таблицу Менделеева, а только какие-то элементы). От фонетической системы зависит дальнейшее формирование морфем из фонем, лексем из морфем, а из лексем — словосочетаний и предложений / уровень синтаксиса. (Как видим, тексты формируются подобно тому, как из разных веществ формируются предметы). Фонетический принцип лежит в основе создания глаголицы и кириллицы — системы отображения славянских звуков на письме. Каждая графема (буква) является знаком, изображением фонемы (звука речи).

Артикуляционный аппарат человека

Звук образуют следующие три группы органов, формирующих три этапа формирования звуков: дыхательный аппарат создаёт воздушный поток, необходимый для образования речевых звуков (инициация); гортань преобразует воздушный поток в звучание (фонация); надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) формируют чётко различимые фонемы — звуки членораздельной речи, т.е. артикулируют звук. Артикулирующие органы делятся на подвижные (губы, язык, увула) и неподвижные (зубы, альвеолы, нёбо).

Процессы инициации, фонации (озвончания), артикуляции (говорения)

С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента: инициация — создание воздушного потока в речевом тракте; фонация — модуляция потока воздуха при его прохождении через гортань; артикуляция — придание речевому тракту определённой конфигурации. Эти компоненты соответствуют трём основным частям произносительного аппарата (дыхательный аппарат, гортань, надгортанные полости). Инициация и артикуляция — необходимые условия образования всех звуков, фонация же отсутствует при произнесении глухих и придыхательных звуков.

Термин «артикуляция» в широком смысле относится ко всем этапам звукопроизводства (инициация, фонация, артикуляция), в узком — только к последнему этапу. Как последний этап звукопроизводства артикуляция — согласованное движение (положение) органов речи, придающее речевому тракту конфигурацию, необходимую для производства того или иного звука. Хотя артикуляция может быть осуществлена на всём протяжении речевого тракта от гортани до губ, но чаще она осуществляется в ротовой полости — например, в русском языке абсолютно все звуки артикулируются именно там. В других языках встречаются увулярные (язычок, увула), фарингальные (pharynx — глотка), эпиглоттальные (epiglottis — надгортанник) и ларингальные (larynx — гортань) звуки. В русском языке в качестве активных артикулирующих органов выступают: нижняя губа (первая часть названия таких согласных звуков — губно-) и разные части языка (первая часть названия звуков — переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные согласные звуки). Пассивными артикулирующими органами в русском языке являются: верхняя губа (вторая часть названия звуков — губные); верхние зубы (зубные); альвеолы и передняя часть нёба (передненёбные); средняя часть нёба (средненёбные); задняя часть нёба (задненёбные). См. подробнее Таблица фонетических элементов русского языка 

 

Показаны упрощённые схемы «вид сверху» голосовых связок и голосовой щели во время производства различных типов фонации. Пунктирные линии указывают степень напряжённости голосовых связок, а стрелки — направления их разведения или смыкания. Конфигурация голосового прохода: • если голосовые отростки черпаловидных хрящей сведены, но не сомкнуты, то сведены и центральные края связок (это нейтральное состояние, которое гортань принимает перед началом речи); • если голосовые отростки черпаловидных хрящей сомкнуты, то сомкнуты и края связок; • если голосовые отростки черпаловидных хрящей разведены, то разведены и связки. Кроме крайних степеней смыкания/разведения возможны и промежуточные; возможно также положение, когда голосовые отростки сомкнуты, а мышечные разведены — связки сведены, но открыт «шёпотный треугольник».

Как Слово связано с материей (плотью)?

Почему для темы «Артикуляционный аппарат» выбрана аллегория химических элементов? Дело в том, что Слово становится плотью. Слова позволяют связывать друг с другом понятийную сферу (идеи, мысли, нематериальные смысловые сущности, логосные семена, универсальные семы) и сферу звучаний (вполне материальный диапазон звуковых волн), причём от физиологии артикуляционного аппарата зависит, как и какие звуки производятся, а звуки складываются в значения, в морфемы и слова, формирующие общение, различные тексты, общее дело, в итоге — материально-духовное культурное наследие.

В общении участвуют три механизма:

  1. когнитивный (извлечение мыслей из недр сознания);
  2. языковой (поиск формы выражения для правильной передачи мысли);
  3. физиологический (механизмы речепроизводства и речевосприятия осуществляют
    трансформацию языкового выражения в физическую форму, доступную для слушающего).


Произносимый текст — сложный объект, в котором выделяют по крайней мере три уровня:
1) семантический (смысловой), 2) грамматический и 3) фонетический.
Семантический и фонетический уровни текста связаны в том числе с внелингвистическими сферами: семантический — с концептуальной сферой (где формируется смысл, коммуникативное намерение говорящего), фонетический — с моторно-слуховой сферой (где порождается звуковой сигнал с помощью артикуляционного аппарата и строится слуховое описание звука). Языковой сферой в чистом виде является только грамматический уровень (в нашем Виноградном саду все подрубрики и статьи, относящиеся к уровню грамматики, выделены в надрубрику «Структура лозы», тогда как уровень семантический назван «Гроздья смыслов», а уровень фонетический — «Сочные звуки»).

Страницы дореволюционного сборника лекций В. А. Богородицкого, заслуженного профессора Казанского Университета. Лекции опубликованы в 1913 году. Типолитография Императорского университета г. Казань. Лекции отражают воззрения Казанской фонетической школы. Представлена страница «Вид говорильного аппарата в сагиттальном разрезе».

Добрый технический совет
Чтобы удобно играть в игры, понимать правила игр и видеть все детали, необходимо разрешение экрана не меньше 768 пикселей. Перейдите на планшет, ноутбук или компьютер для игры :)

Чтобы создать многоуровневую мобильную версию игры.
Литература

Н. С. Трубецкой, Основы фонологии.

Н. С. Трубецкой, Письма и заметки Н. С. Трубецкого.

Н. С. Трубецкой, Избранное под ред. А. Б. Усманова.

Д. Лайонс, Введение в теоретическую лингвистику.

А. А. Реформатский, Введение в языковедение.

А. А. Леонтьев, Вопросы фонетики и обучение произношению.

В. А. Богородицкий, Лекции по общему языковедению.

Л. Р. Зиндер, Общая фонетика.

М. В. Панов, Русская фонетика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Вам понравилась статья?
Виноградинка присылает
познавательную и бойкую «Виноградную открытку»
по русскому языку!

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Пожертвование на ведение уставной деятельности
Выберите способ оплаты:

Другие способы оплаты
logo_3
logo_1
logo_2
logo_4
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!

И ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ! ТЫ МОЛОДЕЦ!
П О З Д Р А В Л Я Ю !