Лингвистический переслов / Узнаём термины из науки о языке!

В переслове зашифрованы термины, относящиеся к знаниям о человеческом языке, о языках мира, о науках и научных направлениях, исследующих язык. Игра составлена на основе Лингвистического энциклопедического словаря под ред. В. Н. Ярцевой.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Посередине загадано слово, означающее науку о языке.

В о п р о с ы:
  1. Изменение глаголов по числу и лицу в настоящем времени, по числу и роду в прошедшем времени в русском языке.
  2. Наука, изучающая лексически неделимые, целостные по значению, устойчивые и воспроизводимые в готовом виде речевые обороты.
  3. Сущность, внутреннее содержание явления, предмета, лица, события, действия, значение и цель, то, что возможно постичь душой и разумом, то, без чего невозможен язык, общение.
  4. Наука, изучающая совокупность уникальных для каждого отдельного языка правил и законов сочетаемости слов во фразы, которые можно классифицировать для выведения универсальных законов взаимосвязей между словами и законов построения определенного рода деревьев, отражающих речевые конструкции.
  5. Наука, изучающая совокупность значимых частей слов (морфем), правил словоизменения и совокупность грамматических признаков слов; внутренняя языковая система изменения слов.
  6. Наука, изучающая построение слов по имеющимся в языке моделям и схемам способами аффиксации, сложения, субстантивации (случай транспозиции), аббревиации и другими.
  1. Один из основных разделов семиотики, изучающий полноту содержания, всю информацию, передаваемую какой-либо единицей языка (словом, словоформой, словосочетанием, предложением, отрезком текста).
  2. Наименование процесса рассмотрения изменений отдельных языковых явлений и в целом системы языка в процессе исторического развития языка.
  3. Наука о звуках речи, звуковой системе речи вообще и звуковом строе определённого языка в частности, о производстве и восприятии звуков речи, об артикуляционном и слуховом аппарате организма либо о моторно-зрительных явлениях, применительно к языкам жестов.
  4. Наименование процесса рассмотрения состояния языка в определённый момент, в определённой точке его развития как системы одновременно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых элементов и языковых явлений.
  5. Наука, изучающая лексику, лексическую систему языка, лексический состав и лексическое значение слов, а также функционально-стилевое различие слов.
  6. Словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений) по грамматическим категориям падежа, числа, и в некоторых случаях, рода.
Добрый технический совет
Чтобы удобно играть в игры, понимать правила игр и видеть все детали, необходимо разрешение экрана не меньше 768 пикселей. Перейдите на планшет, ноутбук или компьютер для игры :)

Чтобы создать многоуровневую мобильную версию игры.
Литература

Т. А. Амирова, История языкознания.

Д. Лайонс, Введение в теоретическую лингвистику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Вам понравилась статья?

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Пожертвование на ведение уставной деятельности
Выберите способ оплаты:

Другие способы оплаты
logo_3
logo_1
logo_2
logo_4
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!

И ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ! ТЫ МОЛОДЕЦ!
П О З Д Р А В Л Я Ю !