Как определить жанр произведения? Какова структура литературного произведения? Для чего необходим научный анализ произведения? На примере литературного этюда «Один особенный день» рассмотрим, что такое содержание и форма, тематика и проблематика произведения, каков его идейный мир. Чем отличается фабула и сюжет, в каких жанрах литературного произведения они присутствуют? Что такое «художественная речь»? Как автор создаёт изображаемый мир?
Литературное произведение — мельчайший объект литературы как искусства, который изучается в рамках науки филологии. Литературные направления, течения, художественные системы строятся из произведений и без последних не существуют. Литературное произведение живёт самостоятельной жизнью и как целостная, самодостаточная единица обладает законченным идейным и эстетическим смыслом. Составляющие компоненты произведения — темы, идеи, сюжеты, речевые характеристики и пр. — самостоятельным целостным смыслом не обладают, а существуют во взаимосвязи между собой, в системе целого произведения.
Как и в лингвистике, в филологии анализируют произведение по уровням, представляя как набор уровней, так и характер их связей. (См., напр., труды Г. Н. Поспелова). Можно выделить следующие уровни:
- общий надуровень: содержание и форма;
- уровень содержания: тематика и проблематика;
- уровень содержания: идейный мир;
- уровень формы: темпоритм повествования и композиция;
- к уровню формы относится сюжет (он связан с композицией) и к уровню содержания относится фабула;
- к уровню содержания относится герой и изображённый мир, они переданы с помощью уровня формы — речевой характеристики героя, художественной речи.
Содержание и форма. В основе любого подлинного литературного произведения лежит духовное начало — семенные логосы, базовые смыслы добра, любви, истины, творчества/созидания и т.д., которые могут проявляться только в системе материальных знаков, т.е. духовное начала (содержание) являет себя в форме, а знаковое воплощение (форма) выявляет своё содержание. Ю. Н. Тынянов указывал, что отношения между содержанием и формой не похожи на отношения «вина и стакана»: вино не изменится, если мы его нальём в стакан, чашку, пиалу, так и стакан не изменится, если мы нальём в него не вино, а воду, молоко, керосин. Не так у содержания и формы. Любое изменение формы, даже вроде бы мелкое, всегда и сразу меняет содержание.
Так, например, филологи проводили юмористический эксперимент, в ходе которого превратили первые строки первой главы «Евгения Онегина» из ямбических в хореические, получилось следующее:
Дядя самых честных правил, / Он не в шутку занемог: /
Уважать себя заставил — / Лучше выдумать не мог.
Семантика первых строк осталась вроде прежней, как будто изменилась только форма, однако сразу видно, что поменялись смысловые оттенки, эмоциональный фон, настрой произведения стал игриво-фамильярным вместо изначального эпически-повествовательного. Изучая «Мёртвые души» Н. В. Гоголя зачастую не обращают внимания на многочисленных «второстепенных» героев, т.е. игнорируют форму, мелкие сюжетные линии и детали, которые для писателя как раз важны, потому что он описывает не историю Чичикова или Манилова, но создаёт масштабную галерею образов русского мира, образа жизни, русского мироощущения. При анализе чеховской «Невесты» многие исследователи вычёркивают вводное предложение «как полагала» в конечной фразе «Надя — весёлая, счастливая, покинула город, как полагала, навсегда». Такое искажение формы приводит к идее безоговорочного оптимизма, бравурности творчества Чехова последних лет, хотя на самом деле писатель проводит тонкую грань между оптимистическими надеждами и трезвым пониманием описываемых им людей, о которых Чехов знал много горьких истин, — в этом особенность чеховского реализма.
В форме литературного произведения нет мелочей, безразличных к содержанию.
Любое изменение формы всегда и сразу меняет содержание.
Тематика и тема. Тема — объект художественного отражения. Ситуации и характеры как бы переходят из объективной действительности в художественную и образуют объективную сторону содержания. Тематика — связь между первичной и художественной реальностями. Важно отличать объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную ситуацию). Тематика бывает исторический (затрагивает социальные аспекты), вечной (говорит о вечных ценностях), при этом анализируются характеры и ситуации, их социальные и психологические черты, отношения характеров друг с другом, природой, Богом, обществом. Проблематика — область субъективного осмысления отражённого в произведении мира. Центр тяжести при анализе содержания лежит не в том, ЧТО автор отразил (тематика), а КАК осмыслил отражённое, как поставил вопросы (проблематика). Проблематика может быть мифологической или онтологической (проблемы возникновения и бытия мира, как в трилогии «Властелин колец»), национально-исторической (проблема сущности национального характера, напр., «Илиада», «Слово о полку Игореве», «Клеветникам России»), нравоописательной или духовной (напр., басни Крылова, произведения Лескова), романической (личностное начало, напр. творчество Достоевского), социокультурной или политической (напр., ода «Вольность», стихи Катулла), философской (напр., диалоги Платона, произведения Б. Шоу, О. Уайльда, братьев Стругацких).
Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решён ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно.
— А. П. Чехов. Письмо А. С. Суворину от 27 октября 1888 г. —
Идейный мир включает идею, систему авторских оценок, пафос и идеал, представленные в произведении. Любой художественный образ не представляет собой механического копирования из реальности, в него вносится авторское отношение к изображаемому. Основанием для оценок служит авторский идеал. Так, у Салтыкова-Щедрина идеалом является высокое общественное самосознание граждан в противоположность бездействию обывателей. А у Тургенева деятельный гражданин Базаров показан через призму настолько высокой самооценки и самосознания, что они вырождаются в гордыню. Л. Толстой формулирует свою художественную идею в «Войне и мире»: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Иногда авторы доверяют высказать идею персонажу. Напр., Фауст говорит: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Идею произведения можно выявить через систему образов, через детали-подробности и детали-символы, сопровождаемые эмоциональным тоном, т.е. пафосом. Художественные детали — это детали портретов людей (внешние и психологические), природа (может передавать психологическое состояние персонажа, общества, народа, мира), вещный мир, поступки, переживания и пр.
Художественный образ может существовать только в художественной речи, все детали изображённого мира получают бытие, только будучи обозначенными словами (лексемами). О том, как цепочки слов формируют ассоциативные ряды, рисуют миры, описано в статье Пасхальный этюд. Важную роль для выделения ключевых моментов играют такие приёмы, как Тропы и фигуры, экспрессивность текста достигается также с помощью синтаксиса, который формирует темп и ритм повествования (замедленный, описательный, умиротворяющий или, наоборот, бойкий, рублёный, призывной).
Анализу композиции, сюжетным линиям, системе персонажей и системе художественных образов, системе художественной речи будут посвящены отдельные статьи.
В представленном ниже этюде «Один особенный день» темой (объектом отражения) является возвращение солдата с фронта, а объектом изображения — возращение конкретного человека Осипа (по-библейски, Иосифа). В этюде затрагиваются вопросы ценности жизни и ценности семьи: для семьи важно, что любимый муж и отец жив, а для села, что человек жив. В одной фразе отражена боль за невернувшихся отцов и мужей («В основном пришли женщины, старики и подростки»). Через конкретную ситуацию ставится вопрос ценности семьи, родословной, продолжения рода, преемственности поколений, а значит, выживания народа. Это нравственная и национально-историческая проблематика. В этюде обратите внимание на описание пейзажей и детали, передающие теплоту семейной близости.
Август 1945 года. Стоял сухой жаркий день. Светло-голубое небо было чистым, без единого облачка. Высокое яркое солнце окутало всё пространство своим тёплым жёлтым светом. И запах родной, сладкий, неповторимый — спелой пшеницы и пряных трав.
По пыльной дороге, с одной стороны которой тянулись небольшие домики, а с другой – поле с цветущей гречихой, безмятежно бежала белокурая голубоглазая девочка лет четырёх, догоняя бабочку. Неподалеку стоял дом, откуда она помчалась через поле по направлению к большой дороге, по которой ездят огромные машины с солдатами и даже танки. Старший брат Шурка рассказывал, что он даже однажды прокатился на боевом танке! Но до шоссе озорная малышка не добежала. Сильные руки высокого худощавого воина подхватили и подняли её высоко. Держа девочку на руках и внимательно вглядываясь в её лицо, солдат спросил:
- Как тебя зовут, беляночка?
- Павлинка!
- Ты чья?
- Мамкина.
- А маму как зовут?
- Аня!
- А где она сейчас? — допытывался солдат.
- На работе в поле, — махнула девочка по направлению куда-то в сторону.
- А папу как зовут, знаешь? — продолжал расспросы солдат, улыбаясь и пристально всматриваясь в детское лицо.
- Да! Осип.
- Он где сейчас?
- На фронте — фашистов бьет!
- Доченька моя милая! Я вернулся!
Поцеловал, прижал к себе. Он нёс её на руках, и у неё было чувство — и радости, и гордости, и невероятной важности!
Навстречу из двора выбежал щупленький мальчишка лет восьми, которому было поручено присматривать за своими маленькими сестрёнками.
- Папка! Папка! Живой!
Вовка повис на шее у отца. Даже трёхлетняя Леночка ощутила важность момента и тоже поспешила оказаться на руках у отца.
- Как я соскучился, родные мои! А где же старшие, Шура и Юра?
- Они в школе, но пока восстанавливают её. Старшеклассники ремонтируют и красят парты. Я побегу за ними. Я мигом! — рассказывал возбуждённо Вовка.
- Вот подарки. Это для вас, мальчики!
Отец достал из своего большого вещмешка наручные часы, маленький складной ножик и кожаный ремень.
- О! Какие трофеи! Спасибо, папка!
Глаза Вовки сияли, на щеках выступил румянец. Аккуратно сложив полученное в котомку, он поспешил за братьями.
...Вовка стремительно вбежал в класс и, не успев отдышаться, громко торжественно произнёс:
- У нас отец с фронта вернулся!
Шура и Юрий резко повернулись.
- Ты не врёшь? — строго и недоверчиво спросил старший, Шура.
Ведь многие считали его отца погибшим и говорили, что кто жив, тот уже пришёл с войны.
- Не верьте никому. Живой он, — убеждала мать. — С Берлина посылка пришла с запиской, что задержится немного — город нужно разминировать, он ведь сапёр.
Каждый день стояла она перед иконой и шептала молитвы. И он мысленно молился с ней...
- Ты что не веришь? Вот смотри подарки какие!
Вовка бережно достал и показал ценные гостинцы братьям. Тут уж и Юрка, и Шурка с криками «Ура! Батя вернулся! Победа!» быстрее ветра побежали домой. Сарафанное радио уже оповестило всю округу. Мама прибежала и осыпала поцелуями лицо мужа.
- Любимый, родной. Я отмолила тебя у смерти. Спасибо, Господи!
Старшие мальчишки повисли на его шее, девочки не слезая, сидели на руках. Каждый в большой семье в самый счастливый момент трогательной встречи испытывал сильные, сложные, разнородные, чувства, которые невозможно высказать, но которые глубоко и на всю жизнь остаются в памяти. Наконец они вместе! Глаза блестели от слёз радости.
Взрослая Павлина, беляночка
Смертельно уставший солдат, прошедший через кромешный ад войны, через нечеловеческие испытания, переживший тяжёлое ранение, — не утратил любовь, дарил заботу и нежность, сердце его не ожесточилось. В минуты усталости, опасности, лишений проявляется самоотверженное мужество и стойкость духа. Он теперь вернулся в родной дом! И в солдатских крепких объятиях отца как будто растворились все горести, все тревоги страшных военных лет.
Всё село собралось во дворе и доме. В основном пришли женщины, старики и подростки. Стол был скудным, а счастье огромным!
Сильный, мужественный, добрейший человек — солдат, муж и отец Осип! Он любил возделывать сад и сажать цветы, любил петь задушевные песни и рассказывать сказочные истории. Он умел своей жизненной силой превращать окружающий мир в цветущий рай. Солдат этот — мой дед, Заграничный Осип Филиппович. Девочка-беляночка Павлинка — моя мама, которая на всю жизнь запомнила возвращение отца, радость долгожданной победы и рассказала потомкам.
И я помню! И я — горжусь!
© Кузнецова Любовь
® Соблюдайте правила работы с сертифицированными ресурсами, закреплёнными в реестре Роспатента. Запрещается тиражирование и коммерческое использование любых материалов платформы. Авторские права закреплены в условиях авторских договоров. Введение нематериальных активов в эксплуатацию фиксируется в бухгалтерском учёте.
Литературное произведение — это явление искусства, то есть проявление одной из форм общественного сознания. Поэтому уровень литературы говорит об уровне общественного сознания: глубине осмысления событий и отношений, степени ответственности, обладании тонким эстетическим вкусом, то есть об умении отличать прекрасное от пустого/уродливого. Произведение искусства, в т.ч. литературное, выражает эмоционально-мыслительное содержание, идейную совокупность мыслей, чувств, оценок, отношений в образной и эстетически осмысленной форме.
Согласно теории отражения, мышление человека есть отражение действительности, в том числе в словесной форме, в речи, а выявленные правила вербального отражения мира являются лексико-грамматической структурой языка. Литературное произведение использует определённые языковые стили, выбирает не вообще все сразу, а лишь какие-то темы, рассматривает проблемы с некоторых ракурсов, то есть является частным субъективным отражением объективной реальности. Кстати, как и отдельный язык народа является частным отражением мирочувствия, миропонимания этого народа, отличным от других языков-народов. (См. подробнее Вавилонская башня). Произведение как отражение мира является не механическим копированием, но рефлексией, осмыслением, пониманием семенных логосов.
Произведение, как живой организм, имеет сложный внутренний состав, причём его компоненты упорядочено взаимосвязаны и объединены настолько тесно, что не работают по отдельности, точно так же, как внутренние органы работают только взаимосвязано внутри организма. Если почки или сердце изъять, то они сами по себе работать не будут. Если, например, сюжет вычленить отдельно и рассматривать без образов героев, без композиции произведения, то такой анализ бессмысленен. Мы видели выше на примерах, насколько неразрывно связаны содержание и форма, а также насколько сложна их внутренняя структура.
Итак, свойства произведения: целостность чувственно-мыслительного содержания, эстетичность, завершенность, самостоятельность.
Функции произведения: гносеологическая (познавательная), аксиологическая (ценностно-нравственная), воспитательная (но не назидательная, не дидактическая), эстетическая. Гносеологическая функция науки состоит в изучении компонентов мира отдельно друг от друга, а эта же функция у искусства, наоборот, состоит в познании мира и жизни человека в его целостности, взаимосвязанности, нерасчленённости, синкретичности, природной пестроте. Аксиологическая функция произведения заключается в утверждении и закреплении системы ценностей данного народа. Воспитательная функция выражается в правильных, благородных, честных, жертвенных поступках героев. Эстетическая функция тесно связана с экспрессивностью языка и образов, заключается в формировании высокого, утончённого вкуса, умения отличать прекрасное, глубокое от пустого, наносного, уродливого, бессмысленного.
Картина писателя, как и художника, являет нам жизнь. В каждой истории автор наводит фокус лишь на фрагмент картины жизни, но в нём отражается сокращённая вселенная, как в капле воды — океан. Важно выяснить, в каких соотношениях в произведении находятся жизненная реальность и литературная. Прежде всего произведение создано для выполнения выше перечисленных функций. Даже при строгой опоре на фактический материл сохраняется огромная творческая роль вымысла в таких жанрах, как рассказ, повесть, роман, этюд, притча, сказка, даже очерк (жанр очерка строго опирается на факты, при этом автор не создаёт сюжет, но уделяет внимание эмоциональному и образному описанию; если же поэтичность убрать, то мы получим публицистический жанр репортажа). Вымысел может пониматься как творческая обработка реальных фактов.
В методологии литературного анализа часто используют наивно-реалистический подход: к герою относятся, как к человеку, а не как к литературному образу, пытаются вписать героя в современные читателю ситуации, в такие исторические события, которые не подразумевались в произведении. Например, рассуждение о том, мог ли Онегин пойти с декабристами на Сенатскую площадь, ведёт к произволу толкования произведения и нарушению авторской воли, потому что в романе нигде не упоминается Сенатская площадь, а повествование даже не доходит до 1825 года. Анализ объекта изображения можно проводить только внутри целостной системы произведения, с учётом сюжетных линий и композиции повествования, данных автором характеристик образов, стилистики языка, идейного мира, тематики и проблематики.
Дед Осип (Иосиф) и внучка Любовь